+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения

01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. Область применения программы. Рабочая.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как отказаться от СНИЛС и уплаты налогов иностранному агенту ПФ РФ [18.06.2018]

Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты

реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения
Порядок формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного реализации пенсионных прав приобретенных в рамках данной системы. отечественный опыт в сфере пенсионного обеспечения.

Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение Раздел IV. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае Глава V. Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение В статье 7 Конституции страны Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Таким образом, социальное государство должно выступать гарантом и защитником интересов, прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества. В связи с этим статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, установленных федеральным законом.

Анализ обращений граждан по вопросам социальной защиты, пенсионного обеспечения и льгот показывает, что основное количество заявлений граждан связано с реализацией в стране пенсионной реформы.

Среди наиболее характерных и острых проблем, поднимаемых пенсионерами, выделяются вопросы, связанные с главным хроническим недостатком пенсионной системы - низким уровнем пенсионного обеспечения.

Поступающие жалобы в основном не содержат указаний на конкретные нарушения пенсионного законодательства, в них заявители указывают на низкий размер пенсии, на тяжелую жизненную ситуацию и на то, что государство не обеспечивает возможность пенсионерам вести достойный образ жизни. Несмотря на меры, принимаемые Правительством страны по выполнению поставленной Президентом Российской Федерации задачи по преодолению бедности, ситуация коренным образом не меняется.

Пенсионеры продолжают оставаться самой малообеспеченной частью населения. Другой острой проблемой является отказ Пенсионного фонда по включению в страховой стаж работников отдельных периодов трудовой деятельности. Это связано прежде всего с тем, что многие граждане не могут доказать свой трудовой стаж, размер своей заработной платы, что прямым образом влияет на уровень пенсии, возможность ее досрочного назначения.

Причиной такого положения является утрата архивов предприятий, организаций, которые впоследствии были ликвидированы или реорганизованы, нахождением предприятий на территории одной из республик бывшего СССР или территории других регионов. Как правило, обращения к архивным органам ни к чему не приводят. В данной ситуации даже активная позиция государственных органов края оказывается безрезультатной. Нередко подтвердить свой трудовой стаж граждане не могут из-за халатности лиц, ответственных за ведение кадровых документов.

Это характерно прежде всего для частных предприятий. Небрежное хранение, утрата документов, умышленное уничтожение, невыполнение обязанности о передаче документов по личному составу в архив - все это свойственно частному бизнесу.

В итоге нарушается конституционное право граждан на социальное обеспечение. Так, к Уполномоченному обратилась гражданка С. Впоследствии данное предприятие было ликвидировано, а архивные документы по личному составу уничтожены. В результате гражданка С. При обращении заявительницы в архивное учреждение Комсомольского района о подтверждении периода работы она получила отказ, так как документы по кадрам в архив не поступали.

Уполномоченным гражданке С. В итоге гражданке С. Еще одна группа жалоб связана с неисполнением работодателем своей прямой обязанности вовремя и в полном объеме перечислять взносы в Пенсионный фонд.

Такие действия руководителей предприятий-должников приводят к тому, что периоды работы, за которые не уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, не могут быть учтены при подсчете страхового стажа и, как следствие, пенсия работникам будет начисляться и выплачиваться не в полном объеме. В качестве примера можно привести обращение гражданки В. За 2003 и 2004 годы уплата страховых взносов не производилась. Управлением Пенсионного фонда в районе была проведена работа по взысканию задолженности с данных организаций, направлены исковые заявления на взыскание всей суммы задолженности, сложившейся за данные периоды.

Судом исковые заявления рассмотрены и удовлетворены в полном объеме, исполнительные листы на взыскание задолженности были переданы в службу судебных приставов. Однако решениями Арбитражного суда Хабаровского края вышеуказанные предприятия признаны несостоятельными банкротами. В 2007 году, в связи с завершением конкурсного производства, они ликвидированы. Таким образом, за ликвидированными предприятиями осталась задолженность по страховым взносам, невозможная к взысканию.

И, как следствие, нарушение прав гражданки В. Федеральному законодателю в целях обеспечения прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

Однако такой порядок пока не разработан, что вызывает проблемы в правоприменительной практике органов Пенсионного фонда в части реализации прав граждан на получение пенсионного обеспечения с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

По этой проблематике к Уполномоченному обратился 31 человек. Анализ заявлений граждан показывает, что органы социальной защиты действуют правомерно и нарушений прав граждан не допускают. Однако есть и такие примеры, когда государство за реформой той или иной отрасли экономики забывает о человеке. Гражданка Г. На личном приеме к Уполномоченному обратилась гражданка С. Во время Великой Отечественной войны она два года находилась во фронтовой и прифронтовой полосе блокадного города.

Матвиенко о розыске архивных документов и восстановлении справедливости. Присвоение гражданке С. Справедливость была восстановлена. О степени развития государства, его социальном характере можно судить по отношению гражданского общества, властных структур к проблемам инвалидов.

Необходимо признать, что в крае немало делается для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями чувствовали себя достойно и комфортно. Краевая государственная политика направлена, прежде всего, на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей по реализации экономических, социальных, культурных и личных прав, устранению ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалида, достижения ими материальной независимости.

Ежегодно законом утверждается краевая целевая программа социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан, целью которой является улучшение материального положения инвалидов и иных социально-незащищенных слоев населения, а также снижение уровня социального неравенства.

Так, в 2008 году из краевого бюджета планируется выделить на социальную поддержку населения, в том числе инвалидов, 1028762,0 тыс. В крае строятся дома для ветеранов, открыт центр социальной и медицинской реабилитации, создаются условия для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.

Усилиями общественных организаций создаются производственные цеха и участки для трудовой деятельности инвалидов. Однако, несмотря на огромные объемы выделяемых бюджетных средств, количество обращений инвалидов к Уполномоченному по вопросам, связанным с их социальным обеспечением, не сокращается.

В 2007 году у инвалидов возникали проблемы, связанные с разработкой и оформлением индивидуальной программы реабилитации. Сложность процедуры ее оформления, а также получение права на технические средства реабилитации вызывает недовольство, а нередко и возмущение инвалидов.

Несмотря на то, что инвалиды имеют необратимые анатомические дефекты и им установлена группа инвалидности бессрочно, финансирование расходов по изготовлению технических средств на реабилитацию должно проходить через обязательное ежегодное оформление индивидуальной программы реабилитации. Для некоторых категорий граждан разработка индивидуальной программы реабилитации и приобретение права на получение технических средств превратились в невыполнимую задачу.

В первую очередь это связано с большим количеством инстанций, которые должен пройти инвалид. Ситуация усугубляется еще и тем, что все эти инстанции труднодоступны для инвалидов из-за наличия различных архитектурных барьеров, что приводит к практической невозможности инвалиду-колясочнику, инвалиду, имеющему протезы, попасть в здание, подняться на этаж.

Все это автоматически влечет за собой необходимость разработки новой индивидуальной программы реабилитации инвалида, сбор новых справок и хождений по организациям. В свою очередь, проблема обеспечения инвалидов техническими средствами довольно остро стоит в крае. Это привело к тому, что инвалиды, имея на руках индивидуальную программу реабилитации, не могут своевременно получить протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и другие технические средства.

Главной причиной является недостаточное финансирование из федерального бюджета, а также несвоевременное перечисление средств региональным фондам социального страхования. В итоге, государственные конкурсы на поставку товаров и услуг для социальной реабилитации инвалидов проводятся поздно. Так, к Уполномоченному обратилась гражданка Л.

Другой пример. Инвалид II группы Т. Основной причиной неисполнения программы в 2006 году стало отсутствие разработанного министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации порядка и оснований выдачи телевизоров с телетекстом и телефонных устройств с текстовым выходом, а также непредоставление Правительством страны финансовых средств на эти цели.

В 2007 году после обращения к Уполномоченному вопрос по предоставлению гражданину технических средств реабилитации был решен. При этом, большие сомнения вызывают критерии отбора поставщика товара или услуги для инвалидов.

Во главу угла законодатель ставит задачу сокращения бюджетных расходов, что существенно влияет на качество технических средств, приобретаемых для их реабилитации. В таких ситуациях федеральному законодателю правильнее было бы изменить подход к приобретению технических средств реабилитации для инвалидов не в зависимости от их стоимости, а от качества, приобретаемого устройства, его удобства и простоты в использовании.

В течение года поступали обращения инвалидов, связанные с качеством проведения медико-социальной экспертизы, обоснованности снижения группы инвалидности, а также установлением степени ограничения способности к трудовой деятельности.

На первый взгляд, снижение степени инвалидности является позитивным фактором, поскольку свидетельствует об улучшении состояния здоровья человека, а установление степени трудоспособности так и вовсе должно способствовать его безболезненной интеграции в нормальную жизнь. Однако применение жестких критериев установления группы инвалидности, а самое главное, установления степени трудоспособности, на практике приводят к тому, что довольно большое количество инвалидов признаются трудоспособными, что существенно уменьшает размер их пенсии по инвалидности и социальных выплат.

В то же время условия для привлечения данной категории граждан к труду в полной мере не созданы, реабилитация инвалидов, их социальная адаптация в обществе оставляет желать лучшего. Вопрос квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях остается открытым.

Регионы фактически исключены из правового регулирования проблем квотирования рабочих мест для инвалидов. Наиболее действенная норма, устанавливавшая обязательную плату работодателя за каждого нетрудоспособного инвалида в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты, признана утратившей силу. Все это приводит к тому, что инвалид не может найти работу, продолжает существовать на мизерную пенсию, которую государство уменьшило из-за установления степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Хуже всего в крае обстоит дело с трудоустройством инвалидов по слуху. Сопутствующей причиной является отсутствие сурдопереводчиков как в учебных заведениях, так и на производственных участках. Другой проблемой для граждан с ограниченными физическими возможностями является недоступность санаторно-курортного лечения в западных регионах страны. В соответствии с Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.

Это обстоятельство является главной причиной отказа инвалидов от столь необходимого для них санаторно-курортного лечения в связи с тяжелыми условиями поездки железнодорожным транспортом. Неоднократные обращения органов государственной власти края, Уполномоченного к Правительству страны пока не решили данную проблему.

В результате инвалиды не получают должной медицинской реабилитации. Нет качественного сдвига и в решении вопроса обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. Государственные органы, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации обязаны обеспечить для граждан, имеющих ограниченные физические возможности, условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры и для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации.

В итоге, инвалиды не могут на равных обучаться со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования, посещать театры, музеи, вести активный образ жизни, реализовать себя в обществе. Для решения этой проблемы необходима разработка целой системы мер по созданию оптимальных условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и общественной инфраструктуры, в том числе провести их инвентаризацию в целях выявления объектов, принятых в эксплуатацию с нарушениями градостроительного законодательства страны.

Ждем также ваши мнения и пожелания по работе сайта Уполномоченного по правам человека. Приемная граждан.

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Чупрова Е. Право граждан на пенсию - это конституционное право. Оно нашло закрепление в статье 39 Конституции Российской Федерации. Но право тогда становится реальным, когда оно должным образом гарантировано. Используя традиционную классификацию гарантий на материально-правовые, организационно-правовые и процессуально-правовые, в ходе исследования диссертант приходит к выводу о том, что к числу основных гарантий пенсионных прав граждан можно отвести сам процесс реализации этих прав и правоприменительную деятельность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан.

В данной научной работе с целью определения эффективности этих гарантий исследуются система пенсионного обеспечения, содержание права на пенсию и анализируется действующее пенсионное законодательство. Необходимость осуществления в России реформы системы пенсионного обеспечения становится все более очевидной. Несмотря на то, что в последние годы существенно изменились законодательные основы пенсионной системы, она остается весьма несовершенной как в правовом, так и в организационно-экономическом отношениях.

В результате пенсионная система России функционирует в основном на принципах, адекватно не отражающих потребности рыночной экономики. В связи с этим органы, осуществляющие пенсионное обеспечите граждан, а, следовательно, и получатели пенсий, оказываются заложниками экономического кризиса в стране.

Вновь принимаемые законы носят зачастую популистский характер, не проходят предварительную экспертизу на их экономическую обоснованность и соответствие между- 4 народным нормам и принципам. Кроме того, само действующее пенсионное законодательство пробельно и порой весьма противоречиво. Так как право человека как члена общества на пенсионное обеспечение нашло свое отражение в многочисленных актах международного и российского законодательства, как общего, так и специального, то рассмотрение состояния законодательства, закрепляющего это неотъемлемое право каждого, по мнению диссертанта, является весьма важным в данном исследовании, поскольку содержание и гарантированность этого материального права зависит в том числе и от состояния нормативной базы в целом.

Особое значение в сложившихся условиях приобретает правоприменительная деятельность в сфере пенсионного обеспечения, которая должна гарантировать наиболее полную реализацию прав граждан в этой области. Вместе с тем, процесс правоприменения сегодня осложнен целым рядом факторов. Во-первых, нормы пенсионного законодательства постоянно нуждаются в толковании. В то же время Конституцией РФ ни одному из органов в государстве не предоставлена возможность его осуществления, включая и Федеральное Собрание, в связи с чем, исполнительная власть вынуждена выполнять функцию по толкованию пенсионных законов.

Причем при его осуществлении она постоянно оказывается связанной экономическими возможностями государства, в связи с чем, зачастую в результате толкования искажается воля законодателя в сторону ущемления законных прав и интересов граждан в области пенсионного обеспечения. Кроме того, данное положение усугубляется и тем, что отсутствует четкий механизм осуществления надзора за законностью в сфере пенсионного обеспечения, таким образом, реальными стали явления, не совместимые с представлениями общества о правовом государстве.

Во-вторых, сегодня в России механизм реализации пенсионных прав граждан не может быть признан эффективным как с точки зрения способов осуществления 5 этих прав, так и с точки зрения их защиты. Законодатель не определил даже крут органов, имеющих право принимать решения о назначении пенсий, в связи с чем, деятельность по применению норм пенсионного законодательства оказывается фактически нелегитимной. Весьма несовершенен и действующий порядок защиты прав граждан. Судебный порядок защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, призванный быть превалирующим, таковым не стал.

Более того, действующее пенсионное законодательство и практика его применения по-прежнему отдают предпочтение административному порядку. Это объясняется неспособностью и определенным нежеланием судебной власти включиться в механизм применения норм пенсионного законодательства. В результате правоприменение не достигает целей, поставленных законодателем. Оценка эффективности гарантий пенсионных прав граждан предполагает научное исследование и осмысление проблем применения пенсионного законодательства с учетом накопленного научного и практического опыта, а также новых социально-экономических условий, сложившихся сегодня в России.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду и конечную социальную цель реализации правового регулирования не только в области пенсионного обеспечения, но и в целом социальной защиты, каковой является обеспечение достойной жизни человеку и его семье, как это закреплено в международных актах и в Конституции Российской Федерации и входит в содержание права граждан на пенсию.

Не умаляя значения имеющихся научных трудов, автор обращает внимание на изменения, произошедшие в последнее время в пенсионном законодательстве, призванном гарантировать конституционное право граждан на пенсионное обеспечение, в понятии и содержании этого права, гарантиях и способах защиты права в случаях его нарушения.

Основная цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе теоретических и практических проблем закрепления, содержания, гарантированности и защиты права граждан на пенсионное обеспечение в современный период. Для достижения этой цели автор поставил ряд задач: 1. Впервые в науке права социального обеспечения сделана попытка комплексного анализа проблем закрепления содержания, гарантированности и защиты права граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики.

Основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке новых пенсионных законов при переходе на страховое государственное пенсионное обеспечение и приведения действующего пенсионного законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав человека в области пенсионного обеспечения.

Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, позволяют оптимизировать и правоприменительную деятельность с точки зрения наиболее полной реализации пенсионных прав граждан. В диссертации на основе анализа основных стадий реализации нрав граждан в области пенсионного обеспечения, включая правоприменительную деятельность, разработаны предложения по их совершенствованию.

Методологическая, теоретическая и информационная основа исследования Методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых относительно общих представлений, идей о правовом, демократическом и социальном государстве. В качестве составных частей методологии автор использовал общие, частнонаучные и специальные методы познания.

Кроме диалектического метода познания, в работе применялись частнонаучные и специальные методы, такие как исторический, сравнительно - правовой, непосредственного наблюдения, экономико-правовой, формально - юридического анализа. В качестве теоретической основы исследования автор использовал труды ученых - юристов по общей теории права, по отраслевым наукам права социального обеспечения, конституционному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовному, уголовно - исполнительному. С, Андреева В.

С, Ачаркана В. М, Лазарева В. Источниковедческой основой послужили международные акты, такие как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах, нормы международных конвенций и рекомендаций, нормы российского пенсионного законодательства и нормы некоторых других отраслей, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, обобщения практики регулирования пенсионных отношений на федеральном уровне, а также практика органов социальной защиты населения г.

Информационную основу диссертации составили статистические данные Комитета социальной защиты населения г. Москвы и муниципальных управлений социальной защиты населения, касающиеся статистических данных о количестве получателей государственных пенсий и уровне пенсионного обеспечения граждан. Основные положения, выносимые на защиту 1. Проблема гарантированности основных прав человека как никогда обострилась.

Эта проблема охватывает, в том числе и гарантированность нрава на пенсионное обеспечение, которое, в свою очередь, включает в себя не только правомочие на определенный вид социального обеспечения в виде пенсии, но и его определенный уровень. В настоящее время произошло стремительное падение уровня жизни значительной части населения. В условиях массовой бедности особенно актуальной становится проблема реализации закрепленного в международных актах и в Конституции Российской Федерации права на жизнь и достойный ее уровень.

Невозможность обеспечения пенсионерам достойного уровня жизни связана в частности также и с тем, что действующее пенсионное законодательство строится на принципах, не совместимых с рыночной экономикой. Пока слышатся лишь декларативные заявления о переориентации пенсионного законодательства на рынок труда, на деле же реализация рыночных принципов построения пенсионной государственной системы идет с большим трудом.

Действуют в основном, как и раньше, распределительные отношения. В свою очередь, слаженно функционирующая пенсионная система должна адекватно отражать потребности рынка труда и обслуживать его.

В настоящее время в России параллельно развиваются по существу две системы пенсионного обеспечения: общая система, выражающая единство регулирования отношений в сфере пенсионного обеспечения, и льготная, обусловленная дифференциацией в правовом регулировании указанных отношений, причем уровень обеспечения в этих системах различный - выше по льготной. Наряду с объективными критериями такой дифференциации все большее развитие получают и субъективные основания, например, такие как социальное положение граждан, что нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и является недопустимым.

Оценивая эффективность правоприменительной деятельности органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан, с точки зрения обеспечения гарантий права на пенсию, следует отметить, что в практике применения норм пенсионного законодательства существенную роль играют акты толкования в форме разъяснений Минсоцзащиты России, а- ныне Министерства труда и социального развития РФ.

Несмотря на то, что такие акты не могут ограничивать законные права граждан, исполнительная власть, фактически присвоившая себе функцию толкования, при его осуществлении нередко существенно их ущемляет, что также абсолютно неприемлемо в государстве, считающем себя правовым.

К числу гарантий права на пенсию относится и неукоснительное соблюдение норм законов и в целом проведение принципа законности в правоприменительной деятельности в сфере пенсионного обеспечения. К сожалению, в настоящий период отсутствует четко слаженный механизм выявления и проверки законности актов, принимаемых органами исполнительной власти.

Прокуратура РФ очень редко реализует свои полномочия по осуществлению надзора за законностью в данной сфере. Однако даже в тех редких случаях, когда отдельные акты толкования признаются не соответствующими закону, органы социальной зашиты населения зачастую продолжают применять их, дискредитируя нормы законов, и тем самым снижая гарантированность пенсионных прав граждан. Основная задача в связи с этим, по мнению диссертанта, заключается в законодательном закреплении четкого механизма признания незаконными актов, нарушающих законные права граждан, и недопущению их применения.

Применение норм пенсионного законодательства осложнено и многими другими проблемами, к числу которых относятся, например, такие как наличие в нем пробелов, противоречивость норм отдельных законов, несовершенство юридической техники пенсионных законов и др.

Проблемы правового характера усугубляются недостатками в организации работы органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, их материальной необеспеченностью, уровнем подготовки кадров.

Все эти проблемы самым негативным образом сказываются на процессе реализации пенсионных прав граждан, а, следовательно, и на уровне их гарантированности, поэтому, по мнению диссертанта, нуждаются в скорейшем как нормативном, так и материальном разрешении. По мнению автора диссертации, под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж пенсию в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающий достойную жизнь пенсионе- 11 ра, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности - в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом.

В связи с диктуемой рынком труда объективной необходимостью изменяются как основания, так и условия пенсионного обеспечения граждан. Отдельные изменения например, подход законодателя к понятию инвалидности весьма позитивны и отражают тенденцию гуманизации пенсионного законодательства.

Что же касается условий пенсионного обеспечения, то введение категории страхового стажа приводит к ухудшению положения граждан по сравнению с ранее действовавшим законодательством, в связи с чем, по мнению автора, государство должно взята на себя обеспечение дополнительных гарантий. Действующее пенсионное законодательство не закрепляет ни механизма реализации права на пенсионное обеспечение, ни порядка осуществления правоприменительной деятельности органами социальной защиты населения, что ставит под сомнение законность принимаемых решений о назначении пений.

Не предусмотрена и процедура отказа в назначении и перерасчете пенсии. Таким образом, гарантии права на пенсионное обеспечение отсутствуют на одной из важнейших стадий его реализации - на стадии правоприменения. Принятие норм, закрепляющих эти процедуры - первоочередная задача. Гарантированность самого права на пенсионное обеспечение резко снижается также и в связи с отсутствием механизма защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, учитывающего специфические особенности субъектов пенсионного правоотношения.

Судебный способ защиты пока не стал превалирующим по ряду причин объективного и субъективного характера, а административный порядок обжалования решений на современном этапе, как правило, не гарантирует восстановление нарушенного права граждан. В связи с этим диссертант предлагает два возможных пути совершенствования механизма защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения: создание специальной системы судов, рассматривающих споры, касающихся социального обеспечения граждан, или проведение 12 специализации судей в рамках существующей судебной системы; либо осуществление реорганизации административного порядка обжалования действий и решений органов и должностных лиц, обеспечив при этом независимость и объективность при вынесении решения в таком порядке.

Весьма урезанными представлены в действующем пенсионном законодательстве правила возмещения материального и морального вреда, причиненного, в частности, несвоевременным представлением к пенсии, внесением в документы неверных сведений о стаже или заработке, об иных юридически значимых обстоятельствах, незаконным отказом в назначении и перерасчете пенсии; признанием незаконными указаний Министерства труда и социального развитая РФ; нарушениями, допущенными предприятиями связи при выплате назначенных пенсий, и в некоторых других случаях.

Необходимо ввести в законодательство норму, гарантирующую гражданам возмещение причиненного вреда с момента нарушения их права на пенсионное обеспечение, как материального, так и морального. Апробация результатов исследования. Диссертация рецензировалась и обсуждалась на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии.

Исследования, проведенные автором, нашли свое отражение и в опубликованных консультациях по вопросам применения пенсионного законодательства. Важность данного параграфа в диссертационном исследовании определяется тем, что содержание и гарантированность этого права во многом зависит и от состояния нормативной базы в целом.

На основе анализа действующего пенсионного законодательства автор делает ряд выводов, в частности, о возрастающей роли региональных и локальных актов в повышении уровня пенсионного обеспечения граждан, неотложной необходимости проведения кодификации законодательства о пенсионном обеспечении, даже до его коренного реформирования, о появлении нового основания дифференциации в пенсионном обеспечении - в зависимости от должностного положения лица, что противоречит закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации общеправовому принципу равноправия граждан, а также не обеспечивает равное право на равную пенсию.

Что же, по мнению автора, следует понимать под содержанием равного нрава на равную пенсию? Во-первых, это запрещение дискриминации при определении права на пенсию, что нашло отражение в международных актах Всеобщей Декла- 14 рации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах , и в нормах российского законодательства, прежде всего в Конституции Российской Федерации.

Во-вторых, равное право на равную пенсию предполагает также, что уровень устанавливаемых государством пенсий должен обеспечивать достойную жизнь, как самому пенсионеру, так и членам его семьи. Это закреплено как в международных актах, так и в статье 7 Конституции РФ. И, наконец, равное право на равную пенсию означает учет при назначении пенсии трудового вклада гражданина, его заслуг перед Отечеством, возможность обходиться без посторонней помощи ухода, надзора , а также наличие нетрудоспособных членов семьи на иждивении.

Используя традиционные подходы к изучению понятия толкования правовых норм, разработанных такими учеными как Васьковский Е. Главная особенность, по мнению автора, состоит в том, что, несмотря на законодательное закрепление основных прав граждан в области пенсионного обеспечения и второстепенную по сути вспомогательную роль органов исполнительной власти, на практике полномочия исполнительной власти по толкованию норм пенсионного законодательства de-facto остаются достаточно широкими.

И это притом, что в законодательстве не закрепляется делегирование данного права этому органу. Даже Конституция не дает ответа на вопрос, какие органы имеют право толковать законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации.

В этой ситуации предпочтительнее, чтобы в Конституции РФ было закреплено право толковать принятые законы именно за законодателем, что внесет определенность в процесс 15 применения законодательных актов, тем более, что и сама наука традиционно отдает предпочтение доктринальному толкованию.

Еще одной особенностью процесса толкования норм пенсионного законодательства является недопустимость усмотренческих решений при его осуществлении. Распределительный характер пенсионных отношений обуславливает необходимость неукоснительного соблюдения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение граждан, норм точного распределения, адекватного учета круга лиц, подлежащих обеспечению, на основаниях, закрашенных в нормах права.

Пенсионное законодательство, в отличие от законодательства ряда других отраслей, не только не допускает усмотренческих решений со стороны правоприменительного органа, но в некоторых случаях связывает решение правоприменительного органа с желанием гражданина.

В отличие от пенсионного обеспечения, при предоставлении отдельных видов социального обеспечения, которыми государство не может охватить всех желающих, допускается определенное усмотрение со стороны правоприменительных органов.

Таким образом, в пенсионном обеспечении четко прослеживается абсолютный характер прав граждан.

Порядок формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного реализации пенсионных прав приобретенных в рамках данной системы. отечественный опыт в сфере пенсионного обеспечения.

Оно нашло закрепление в статье 39 Конституции Российской Федерации. Но право тогда становится реальным, когда оно должным образом гарантировано. Используя традиционную классификацию гарантий на материально-правовые, организационно-правовые и процессуально-правовые, в ходе исследования диссертант приходит к выводу о том, что к числу основных гарантий пенсионных прав граждан можно отнести сам процесс реализации этих прав и правоприменительную деятельность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан.

В данной научной работе с целью определения эффективности этих гарантий исследуются система пенсионного обеспечения, содержание права на пенсию и анализируется действующее пенсионное законодательство. Необходимость осуществления в России реформы системы пенсионного обеспечения становится все более очевидной. Несмотря на то, что в последние годы существенно изменились законодательные основы пенсионной системы, она остается весьма несовершенной как в правовом, так и в организационно-экономическом отношениях.

Принятые в последнее время законы, указы и постановления не внесли каких-либо коренных изменений в организацию пенсионного обеспечения, поскольку предусматривают меры, носящие лишь "косметический" характер. В результате пенсионная система России функционирует в основном на принципах, адекватно не отражающих потребности рыночной экономики. В связи с этим органы, осуществляющие пенсионное обеспечение граждан, а, следовательно, и получатели пенсий, оказываются заложниками экономического кризиса в стране.

Вновь принимаемые законы носят зачастую популистский характер, не проходят предварительную экспертизу на их экономическую обоснованность и соответствие международным нормам и принципам. Кроме того, само действующее пенсионное законодательство пробельно и порой весьма противоречиво.

Так как право человека как члена общества на пенсионное обеспечение нашло свое отражение в многочисленных актах международного и российского законодательства, как общего, так и специального, то рассмотрение состояния законодательства, закрепляющего это неотъемлемое право каждого, по мнению диссертанта, является весьма важным в данном исследовании, поскольку содержание и гарантированность этого материального права зависит в том числе и от состояния нормативной базы в целом.

Особое значение в сложившихся условиях приобретает правоприменительная деятельность в сфере пенсионного обеспечения, которая должна гарантировать наиболее полную реализацию прав граждан в этой области. Вместе с тем, процесс правоприменения сегодня осложнен целым рядом факторов.

Во-первых, нормы пенсионного законодательства постоянно нуждаются в толковании. В то же время Конституцией РФ ни одному из органов в государстве не предоставлена возможность его осуществления, включая и Федеральное Собрание, в связи с чем исполнительная власть вынуждена выполнять функцию по толкованию пенсионных законов. Причем при его осуществлении она постоянно оказывается связанной экономическими возможностями государства, в связи с чем зачастую в результате толкования искажается воля законодателя в сторону ущемления законных прав и интересов граждан в области пенсионного обеспечения.

Кроме того, данное положение усугубляется и тем, что отсутствует четкий механизм осуществления надзора за законностью в сфере пенсионного обеспечения, таким образом, реальными стали явления, не совместимые с представлениями общества о правовом государстве. Во-вторых, сегодня в России механизм реализации пенсионных прав граждан не может быть признан эффективным как с точки зрения способов осуществления этих прав, так и с точки зрения их защиты.

Законодатель не определил даже круг органов, имеющих право принимать решения о назначении пенсий, в связи с чем деятельность по применению норм пенсионного законодательства оказывается фактически нелегитимной.

Весьма несовершенен и действующий порядок защиты прав граждан. Судебный порядок защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, призванный быть превалирующим, таковым не стал. Более того, действующее пенсионное законодательство и практика его применения по-прежнему отдают предпочтение административному порядку. Это объясняется неспособностью и определенным нежеланием судебной власти включиться в механизм применения норм пенсионного законодательства. В результате правоприменение не достигает целей, поставленных законодателем.

Оценка эффективности гарантий пенсионных прав граждан предполагает научное исследование и осмысление проблем применения пенсионного законодательства с учетом накопленного научного и практического опыта, а также новых социально-экономических условий, сложившихся сегодня в России.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду и конечную социальную цель реализации правового регулирования не только в области пенсионного обеспечения, но и в целом социальной защиты, каковой является обеспечение достойной жизни человеку и его семье, как это закреплено в международных актах и в Конституции Российской Федерации и входит в содержание права граждан на пенсию.

Не умаляя значения имеющихся научных трудов, автор обращает внимание на изменения, произошедшие в последнее время в пенсионном законодательстве, призванном гарантировать конституционное право граждан на пенсионное обеспечение, в понятии и содержании этого права, гарантиях и способах защиты права в случаях его нарушения. Основная цель диссертационного исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе теоретических и практических проблем закрепления, содержания, гарантированности и защиты права граждан на пенсионное обеспечение в современный период.

Для достижения этой цели автор поставил ряд задач: 1. Научная новизна и практическая значимость результатов исследования. Впервые в науке права социального обеспечения сделана попытка комплексного анализа проблем закрепления содержания, гарантированности и защиты права граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики. Основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке новых пенсионных законов при переходе на страховое государственное пенсионное обеспечение и приведения действующего пенсионного законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав человека в области пенсионного обеспечения.

Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, позволяют оптимизировать и правоприменительную деятельность с точки зрения наиболее полной реализации пенсионных прав граждан. В диссертации на основе анализа основных стадий реализации прав граждан в области пенсионного обеспечения, включая правоприменительную деятельность, разработаны предложения по их совершенствованию. Методологическая, теоретическая и информационная основа исследования Методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых относительно общих представлений, идей о правовом, демократическом и социальном государстве.

В качестве составных частей методологии автор использовал общие, частнонаучные и специальные методы познания. Кроме диалектического метода познания, в работе применялись частнонаучные и специальные методы, такие как исторический, сравнительно - правовой, непосредственного наблюдения, экономико-правовой, формально - юридического анализа.

В качестве теоретической основы исследования автор использовал труды ученых - юристов по общей теории права, по отраслевым наукам права социального обеспечения, конституционному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовному, уголовно - исполнительному.

При написании диссертации были использованы труды ученых: Азаровой Е. М, Лазарева В. Источниковедческой основой послужили международные акты, такие как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах, нормы международных конвенций и рекомендаций, нормы российского пенсионного законодательства и нормы некоторых других отраслей, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, обобщения практики регулирования пенсионных отношений на федеральном уровне, а также практика органов социальной защиты населения г.

Информационную основу диссертации составили статистические данные Комитета социальной защиты населения г. Москвы и муниципальных управлений социальной защиты населения, касающиеся статистических данных о количестве получателей государственных пенсий и уровне пенсионного обеспечения граждан.

Основные положения, выносимые на защиту. Проблема гарантированности основных прав человека как никогда обострилась. Эта проблема охватывает, в том числе и гарантированность права на пенсионное обеспечение, которое, в свою очередь, включает в себя не только правомочие на определенный вид социального обеспечения в виде пенсии, но и его определенный уровень.

В настоящее время произошло стремительное падение уровня жизни значительной части населения. В условиях массовой бедности особенно актуальной становится проблема реализации закрепленного в международных актах и в Конституции Российской Федерации права на жизнь и достойный ее уровень. Однако Федеральный Закон "О прожиточном минимуме в РФ" от 24 октября 1997 года по существу не закрепил ни экономических, ни юридических гарантий, обеспечивающих пенсионерам такой уровень жизни.

Невозможность обеспечения пенсионерам достойного уровня жизни связана в частности также и с тем, что действующее пенсионное законодательство строится на принципах, не совместимых с рыночной экономикой. Пока слышатся лишь декларативные заявления о переориентации пенсионного законодательства на рынок труда, на деле же реализация рыночных принципов построения пенсионной государственной системы идет с большим трудом.

Действуют в основном, как и раньше, распределительные отношения. В свою очередь, слаженно функционирующая пенсионная система должна адекватно отражать потребности рынка труда и обслуживать его. В настоящее время в России параллельно развиваются по существу две системы пенсионного обеспечения: общая система, выражающая единство регулирования отношений в сфере пенсионного обеспечения, и льготная, обусловленная дифференциацией в правовом регулировании указанных отношений, причем уровень обеспечения в этих системах различный - выше по льготной.

Наряду с объективными критериями такой дифференциации все большее развитие получают и субъективные основания, например, такие как социальное положение граждан, что нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и является недопустимым.

Оценивая эффективность правоприменительной деятельности органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан, с точки зрения обеспечения гарантий права на пенсию, следует отметить, что в практике применения норм пенсионного законодательства существенную роль играют акты толкования в форме разъяснений Минсоцзащиты России, а ныне Министерства труда и социального развития РФ.

Несмотря на то, что такие акты не могут ограничивать законные права граждан, исполнительная власть, фактически присвоившая себе функцию толкования, при его осуществлении нередко существенно их ущемляет, что также абсолютно неприемлемо в государстве, считающем себя правовым.

К числу гарантий права на пенсию относится и неукоснительное соблюдение норм законов и в целом проведение принципа законности в правоприменительной деятельности в сфере пенсионного обеспечения. К сожалению, в настоящий период отсутствует четко слаженный механизм выявления и проверки законности актов, принимаемых органами исполнительной власти. Прокуратура РФ очень редко реализует свои полномочия по осуществлению надзора за законностью в данной сфере. Однако даже в тех редких случаях, когда отдельные акты толкования признаются не соответствующими закону, органы социальной защиты населения зачастую продолжают применять их, дискредитируя нормы законов, и тем самым снижая гарантированность пенсионных прав граждан.

Основная задача в связи с этим, по мнению диссертанта, заключается в законодательном закреплении четкого механизма признания незаконными актов, нарушающих законные права граждан, и недопущению их применения. Применение норм пенсионного законодательства осложнено и многими другими проблемами, к числу которых относятся, например, такие как наличие в нем пробелов, противоречивость норм отдельных законов, несовершенство юридической техники пенсионных законов и др.

Проблемы правового характера усугубляются недостатками в организации работы органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, их материальной необеспеченностью, уровнем подготовки кадров. Все эти проблемы самым негативным образом сказываются на процессе реализации пенсионных прав граждан, а, следовательно, и на уровне их гарантированности, поэтому, по мнению диссертанта, нуждаются в скорейшем как нормативном, так и материальном разрешении.

По мнению автора диссертации, под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж пенсию в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающий достойную жизнь пенсионера, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности - в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом.

В связи с диктуемой рынком труда объективной необходимостью изменяются как основания, так и условия пенсионного обеспечения граждан.

Отдельные изменения например, подход законодателя к понятию инвалидности весьма позитивны и отражают тенденцию гуманизации пенсионного законодательства. Что же касается условий пенсионного обеспечения, то введение категории страхового стажа приводит к ухудшению положения граждан по сравнению с ранее действовавшим законодательством, в связи с чем, по мнению автора, государство должно взять на себя обеспечение дополнительных гарантий.

Действующее пенсионное законодательство не закрепляет ни механизма реализации права на пенсионное обеспечение, ни порядка осуществления правоприменительной деятельности органами социальной защиты населения, что ставит под сомнение законность принимаемых решений о назначении пений.

Не предусмотрена и процедура отказа в назначении и перерасчете пенсии. Таким образом, гарантии права на пенсионное обеспечение отсутствуют на одной из важнейших стадий его реализации - на стадии правоприменения.

Принятие норм, закрепляющих эти процедуры - первоочередная задача. Гарантированность самого права на пенсионное обеспечение резко снижается также и в связи с отсутствием механизма защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, учитывающего специфические особенности субъектов пенсионного правоотношения. Судебный способ защиты пока не стал превалирующим по ряду причин объективного и субъективного характера, а административный порядок обжалования решений на современном этапе, как правило, не гарантирует восстановление нарушенного права граждан.

В связи с этим диссертант предлагает два возможных пути совершенствования механизма защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения: создание специальной системы судов, рассматривающих споры, касающихся социального обеспечения граждан, или проведение специализации судей в рамках существующей судебной системы, либо осуществление реорганизации административного порядка обжалования действий и решений органов и должностных лиц, обеспечив при этом независимость и объективность при вынесении решения в таком порядке.

Весьма урезанными представлены в действующем пенсионном законодательстве правила возмещения материального и морального вреда, причиненного, в частности, несвоевременным представлением к пенсии, внесением в документы неверных сведений о стаже или заработке, об иных юридически значимых обстоятельствах, незаконным отказом в назначении и перерасчете пенсии; признанием незаконными указаний Министерства труда и социального развития РФ; нарушениями, допущенными предприятиями связи при выплате назначенных пенсий, и в некоторых других случаях.

Необходимо ввести в законодательство норму, гарантирующую гражданам возмещение причиненного вреда с момента нарушения их права на пенсионное обеспечение, как материального, так и морального.

Апробация результатов исследования. Диссертация рецензировалась и обсуждалась на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии. Основные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, использовались автором в процессе преподавания курсов "Трудовое право" и "Право социального обеспечения" в Московской государственной юридической академии и Московском военном институте ФПС России, а также нашли отражение в трех научных публикациях.

Юридические гарантии реализации права граждан на пенсионное обеспечение Введение к работе Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пенсионное обеспечение в нашей стране является одним из основных видов социального обеспечения и право на него относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В то же время с момента реформирования пенсионной системы нарушение данного права носит массовый характер, что вынуждает граждан использовать все способы защиты для его восстановления.

Нарушения, допускаемые в процессе реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, обусловлены, прежде всего, сложностью самого пенсионного законодательства, которое с принятием каждого нового акта становится все более недоступным для понимания даже специалистами, не говоря о населении, которое выступает участником пенсионных отношений.

Данный Закон, как и предыдущие акты, изложил внесенные изменения посредством сложнейших формул. Кроме того, содержание указанного Закона состоит фактически из бланкетных норм и напоминает инструктивные указания.

Зорькиным отмечается, что жалобы по социальным вопросам занимают по количеству одно из первых мест среди всех обращений граждан в Конституционный Суд2. Особенно показательным является также и анализ количества пенсионных споров, рассмотренных судами общей юрисдикции.

В Докладах Уполномоченного по правам человека В. Лукина указывается на то, что треть обращений, поступивших в 2008 году, связаны с нарушением пенсионных прав. Такая же тенденция сохранилась и на 2009 год3. Приведенные показатели являются объективным доказательством, свидетельствующим о существующей необходимости дальнейшего системного совершенствования пенсионного законодательства, которое, с одной стороны, устанавливало бы достойный уровень пенсионного обеспечения, а с другой - гарантировало гражданам простоту и доступность беспрепятственной реализации пенсионных прав.

Целью диссертации является выявление эффективности действующего правового механизма защиты конституционного права человека на пенсионное обеспечение, поскольку защита прав См. Российская газета.

Методологическая и теоретическая основы исследования В основу диссертационного исследования положен общенаучный диалектический метод познания, универсальные научные методы: системно-структурный, структурно-функциональный, формально-логический, методы анализа, синтеза. В работе также применяются такие специальные юридические методы исследования, как историко-правовой, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, мониторинга.

Теоретическую основу работы составляют труды ученых в области общей теории права, гражданского процессуального, трудового права, права социального обеспечения и иных отраслевых наук. Теоретико-правовой фундамент диссертации определили работы таких ученых, как С. Алексеева Н. Матузова, А.

Малько, М. Марченко, Е. Лукашёвой, B. Нерсесянца, М. С Строговича, О. Тиунова, Ю. Тихомирова, А. Черданцева и др. При изучении отдельных проблем гарантий прав граждан, судебной защиты использовались работы специалистов в области конституционного права СА. Авакьяна, М. Баглая, Н. Витрука, Л. Воеводина, Ю. Дмитриева, В. Зорькина, О. Кутафина, Е. Козловой, СВ. Калашникова ; гражданского процессуального права Н.

Громошиной, В. Жуйкова, В. Протасова, М. Шакарян, В. Яркова и др. Андреева, B. Аракчеева, Е. Азаровой, М. Акатновой, В. Ачаркана, К. С Батыгина, М. Буяновой, Ю. Васильевой, К. Гусова, И. Дмитриевой, А. Зайкина, М. Захарова, Р. Ивановой, СИ. Кобзевой, М. Лушниковой, A. Лушникова, С. Маслова, Е. Мачульской, Т. Мироновой, М. Молодцова, А. Нуртдиновой, М.

Полупанова, Д. Рогачева, В. Савостьяновой, В. Скобелкина, О. Смирнова, В. Тарасовой, В. Толкуновой, Э. Тучковой, М. Федоровой, М. Филипповой, Я. Фогеля, Е. Хохлова, Г. Челноковой, СЮ. Чучи, В. Шайхатдинова и др. Антропова, Е. Борисова, Г. Дегтярева, М. С Ланцева, М. Левиной, Н. Римашевской, В. Ройка, Э. Хижного и др. Эмпирическую базу исследования составили международные правовые акты, закрепляющие права человека в сфере социального обеспечения, конвенции и рекомендации ООН, МОТ, Совета Европы, Европейского союза, российское законодательство, статистические данные, относящиеся к проблемам, исследуемым в диссертации, постановления Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, материалы судебной практики.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Научная новизна исследования состоит в том, что оно является первым в науке российского права социального обеспечения комплексным монографическим исследованием проблем защиты прав граждан на пенсионное обеспечение. В процессе исследования автором обоснованы соответствующие теоретические выводы и разработан ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование действующего законодательства.

С позиции общетеоретических концептуальных положений сформулировано понятие гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, под которыми следует понимать условия и средства как общего экономического, политического и духовного , так и специального юридического характера, обеспечивающие реализацию, защиту и восстановление конституционных прав человека, одним из которых является право на пенсионное обеспечение. При этом выделены наиболее значимые гарантии, влияющие на реализацию и защиту пенсионных прав, в связи с чем они квалифицируются как основные экономические и юридические.

При этом обосновывается предложение о законодательном закреплении права каждого на такой уровень пенсионного обеспечения, который не может быть ниже законодательно закрепленных стандартов. Доказывается, что к числу гарантий следует относить и юридическую ответственность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение. В этой связи предлагается законодательно закрепить положения об их юридической ответственности не только перед государством, но и перед гражданином, права которого были нарушены.

Это должна быть материальная ответственность, включая право гражданина на компенсацию морального вреда. Раскрывается особое значение в системе гарантий права граждан на пенсионное обеспечение, такой как конституционное право калсдого на государственную защиту, поскольку в случае нарушения пенсионных прав только государственная защита гарантирует восстановление нарушенного права.

Предлагается выделять следующие способы государственной защиты, используя которые граждане могут восстановить право на пенсионное обеспечение: 1 административный, включающий в себя: общий и специальный порядок; 2 судебный, являющийся одним из эффективных способов защиты нарушенного права. Содержание права граждан на государственную защиту своих пенсионных прав - это совокупность конкретных правомочий, реализация которых направлена на полное их восстановление.

ПМ «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты». ПМ «Организационное.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Соблюдается ли в РА законодательство в сфере обеспечения льготная категория граждан лекарствами?


Комментарии 3
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий