+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Решение налогового органа о взыскании налога

В поручении налогового органа на перечисление налога должно Для обеспечения исполнения решения о взыскании налоговой.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Взыскание задолженности с налогоплательщика

Взыскание за счёт денежных средств в соответствии со ст.46 НК РФ

решение налогового органа о взыскании налога
В поручении налогового органа на перечисление налога должно Для обеспечения исполнения решения о взыскании налоговой.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем заместителем руководителя налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа. Федерального закона от 27. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении: 1 наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса; в ред.

Федеральных законов от 27. Взыскание налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета , в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества , производится за счет общего имущества товарищей.

При отсутствии или недостаточности общего имущества товарищей взыскание производится за счет имущества управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на имущество управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета. В случае отсутствия или недостаточности имущества управляющих товарищей взыскание обращается на имущество товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами драгоценными металлами, на которые взыскание налога обращается в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса , налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм.

Должностные лица налоговых органов таможенных органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Федерального закона от 03. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора страховых взносов за счет имущества плательщика сбора плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов таможенными органами с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Положения настоящей статьи применяются при взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов за счет имущества участников этой группы с учетом следующих особенностей: 1 взыскание налога за счет имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков в первую очередь производится за счет наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов в банках ответственного участника этой группы, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса; в ред.

СА-4-9/[email protected]

Взыскание налогов за счет имущества Взыскание налогов за счет имущества группа компаний "Беседин Аваков Тарасов и партнеры" Споры налоговых органов с организациями и предпринимателями по поводу взыскания налогов за счет имущества встречаются в судебной практике не так часто.

Однако судебные решения по этим спорам, если они выносятся не в пользу налогоплательщика, могут иметь для последнего весьма серьезные последствия, каковыми являются изъятие или арест имущества.

Анализ арбитражной практики позволяет выявить сложившиеся подходы судебных инстанций к разрешению подобных споров и наиболее типичные случаи отступления работников территориальных органов МНС России и внебюджетных фондов от норм действующего законодательства при обращении взыскания на имущество.

Согласно ст. В случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора в установленный срок обязанность по уплате налога, сбора исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика налогового агента на счетах в банках п.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налогового агента или при отсутствии информации о счетах этих лиц налоговый орган имеет право взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента п. Взыскание налогов сборов за счет иного имущества регулируется ст. Поскольку в соответствии с п. Статьи 46 и 47 НК РФ регулируют процедуру взыскания налога лишь в отношении налогоплательщиков-организаций, а также налоговых агентов-организаций.

Для физических лиц, в том числе предпринимателей без образования юридического лица, в ст. На порядок взыскания налогов таможенными органами также распространяются положения ст. В случаях, определенных законодательством о налогах и сборах, на органы государственных внебюджетных фондов могут быть возложены обязанности по налоговому контролю в отношении налогов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды ст.

В таких случаях органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами налоговых органов. Положения действующего НК РФ не распространяются на порядок исчисления и уплаты взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные взносы не включены в состав единого социального налога, и порядок их уплаты регулируется Федеральным законом от 24.

Действовавшая до последнего времени редакция этого Федерального закона не предусматривала принудительного взыскания недоимки по страховым взносам за счет имущества. Вступивший в силу с 26 апреля 2003 года Федеральный закон от 22. Причем процедура взыскания страховых платежей за счет имущества, установленная Федеральным законом от 22. В соответствии с Федеральным законом от 15.

Возможность взыскания недоимки за счет имущества данным Федеральным законом не предусмотрена. Из анализа содержания ст. Поэтому до взыскания налога за счет иного имущества налоговые органы должны пройти всю процедуру, предусмотренную ст.

При этом учитывается сумма задолженности, погашенная на первом этапе за счет взыскания денежных средств со счетов в банке. На практике должностные лица налоговых инспекций и фондов при обращении взыскания на имущество налогоплательщиков не всегда соблюдают указанную в ст. Вот наиболее типичный пример. Организация не уплатила к положенному сроку единый социальный налог. Налоговая инспекция направила налогоплательщику требование об уплате налога и пени. Требование не было добровольно исполнено; в связи с этим налоговая инспекция вынесла решение о взыскании вышеуказанных сумм за счет имущества налогоплательщика.

Организация обратилась в арбитражный суд с иском к налоговой инспекции о признании недействительным ее решения о взыскании недоимки по налогам и пени за счет имущества истца. Решением суда иск был удовлетворен.

Из материалов дела следовало, что налоговая инспекция не выносила решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика и не направляла в банк инкассовые поручения о принудительном взыскании сумм недоимки по налогу и пеней.

Довод налоговой инспекции о том, что на момент вынесения оспариваемого решения на счетах ответчика не имелось денежных средств, не подтверждался материалами дела. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал заключение о том, что оспариваемое решение является недействительным, так как налоговая инспекция не соблюла порядок взыскания налога за счет имущества, предусмотренный ст. Проверяя законность решения суда в кассационном порядке, Федеральный арбитражный суд ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу о том, что данное решение было вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права и основания для его отмены нет.

Но и тогда, когда налоговые органы стараются формально соблюсти вышеописанный порядок путем предварительного взыскания денежных средств со счетов налогоплательщика, арбитражный суд может признать решение о взыскании иного имущества недействительным.

Так будет в случае, если налоговые органы не представят убедительных доказательств недостаточности либо отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика. В качестве таких доказательств могут служить инкассовые поручения, отозванные налоговым органом или вернувшиеся из банка с отметкой о невозможности их исполнения, или справки из банков о состоянии расчетных счетов налогоплательщика.

Суд должен исследовать все представленные доказательства и сделать вывод о допустимости погашения задолженности путем принудительного изъятия имущества налогоплательщика. В дополнение к сказанному в предыдущем абзаце можно привести постановление ФАС Центрального округа от 10. В противном случае возникает ситуация, при которой к налогоплательщику будут одновременно применены два способа бесспорного взыскания задолженности, что может привести к излишнему взысканию сумм налоговых платежей, не говоря уже о том, что подобный подход не соответствует нормам НК РФ и Конституции Российской Федерации.

Вышеприведенный порядок взыскания налогов за счет имущества относится к общей ситуации, когда у недоимщика имеются денежные средства на банковских счетах, а информация о состоянии счетов доступна органам налогового контроля.

Если же налоговые органы изначально располагают доказательствами, подтверждающими отсутствие у недоимщика денежных средств на счетах в банке или их недостаточность для погашения задолженности, то вынесению постановления о взыскании налогов за счет имущества не обязательно должно предшествовать вынесение решения о взыскании недоимок за счет денежных средств на счетах в банках.

Действительно, из анализа п. Такой же вывод можно сделать из анализа положений абзаца четвертого п. Поэтому если налоговым органам заранее известно, что денежные средства на счетах недоимщика отсутствуют, они могут сразу обратить взыскание на его имущество. Если денежных средств на счетах недоимщика недостаточно, налоговые органы вправе вынести два постановления о принудительном исполнении обязанности по уплате налога: постановление об обращении взыскания на денежные средства на банковских счетах и постановление об обращении взыскания на иное имущество в части задолженности, на уплату которой денежных средств в банке оказалось недостаточно.

Решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока ранее выставленного налогоплательщику требования об уплате налога п. Нормами НК РФ специально не установлен срок для вынесения решения о взыскании имущества, поскольку данная мера означает лишь изменение способа принудительного взыскания задолженности.

Поэтому в случае, если налоговый орган сразу выносит решение о взыскании задолженности в порядке ст. Другим основанием для взыскания налога за счет имущества без предварительного взыскания денег со счетов является отсутствие у налоговых органов информации о счетах налогоплательщика п. В отсутствие информации о счетах данного предприятия отделение ПФР было вправе приступить к взысканию недоимки за счет его имущества, минуя этап предварительного взыскания средств со счетов.

К сожалению, норма, содержащаяся в п. В случае возникновения судебного спора факт отсутствия информации о счетах налогоплательщика должен, по нашему мнению, доказывать налоговый орган. Такое заключение можно сделать, во-первых, на основании презумпции невиновности налогоплательщика п. В действительности, поскольку банки в соответствии со ст. Очевидно, такая информация может отсутствовать в органах государственных внебюджетных фондов, так как обязанность по сообщению в эти органы сведений об открытии или закрытии счетов предусмотрена действующим законодательством только для банков в отношении ПФР.

Решение налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества может быть признано недействительным не только при нарушении последовательности процедуры взыскания, но и при нарушении работниками налогового органа требований ст.

В соответствии с п. Пункт 2 ст. Эти сведения должны включать: - фамилию, имя, отчество должностного лица, выдавшего постановление; - дату принятия и номер решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, а также дату вступления в силу вышеуказанного решения; - наименование и адрес организации, на чье имущество обращается взыскание; - резолютивную часть решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика;.

На порядок взыскания налогов таможенными органами также исполнения, налоговый орган не вправе выносить решение о взыскании налога за счет.

Новые правила взыскания налогов со счетов: что изменится в 2018 году

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком сумм недоимки и пеней в срок, установленный в требовании об уплате налога сбора , налоговые органы обращают взыскание в первую очередь на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщиков в банках. Если же денежных средств на счетах налогоплательщиков оказывается недостаточно для полного погашения недостающих сумм либо у налоговых органов нет информации о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества налогоплательщика п.

Решение о взыскании недоимки и пеней за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя должно быть принято налоговым органом в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога сбора , пеней и штрафа абз. При этом последствия нарушения налоговым органом данного срока в НК РФ не предусмотрены.

Представляется, что при пропуске указанного срока взыскание недоимки и пеней за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя может производиться только в судебном порядке путем подачи налоговым органом искового заявления в арбитражный суд. В течение трех дней с момента вынесения решения о взыскании налога сбора и пеней за счет имущества налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган направляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" , с учетом особенностей, предусмотренных ст.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в ред. Судебный пристав-исполнитель в течение трех дней со дня поступления к нему постановления налогового органа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В этом постановлении судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольной уплаты налогоплательщиком сумм задолженности, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет налогоплательщика о принудительном взыскании сумм задолженности по истечении установленного срока.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется налоговому органу и налогоплательщику под расписку или заказным письмом. В случае направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства налогоплательщику заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня его отправления независимо от фактического получения налогоплательщиком.

Если в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок пять дней суммы недоимки и пеней не будут уплачены налогоплательщиком, судебный пристав- исполнитель приступает к принудительному исполнению. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении налогового органа, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления п.

Обращение взыскания на имущество налогоплательщика состоит из ареста описи имущества, его изъятия и принудительной реализации. В соответствии с п. Необходимо отметить, что перечень имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции, носит примерный характер.

Применительно к каждому налогоплательщику налоговому агенту, плательщику сборов вопрос о том, является ли имущество, на которое обращается взыскание, не участвующим непосредственно в производстве продукции, необходимо устанавливать отдельно. Так, например, для транспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки легковым автотранспортом, такой транспорт будет являться оборудованием, то есть на него может быть обращено взыскание только в четвертую очередь.

Аналогично должен быть решен вопрос в отношении правового режима ценных бумаг, принадлежащих организации - профессиональному участнику рынка ценных бумаг, и т.

При решении вопроса о возможности взыскания имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, важно учитывать, что такое взыскание правомерно только при условии, что соответствующие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.

Причем в соответствии с положениями гл. N 128. При взыскании налога сбора и пеней за счет имущества налогоплательщика-гражданина следует иметь в виду, что взыскание не может быть обращено на имущество, предназначенное для повседневного личного пользования гражданина или членов его семьи.

В соответствии со ст. Реализация недвижимого имущества осуществляется путем проведения публичных торгов, движимого имуществ - на комиссионных началах. При этом должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика налогового агента, плательщика сбора - организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога сбора и пеней за счет имущества налогоплательщика налогового агента, плательщика сбора - организации или индивидуального предпринимателя.

В каком порядке осуществляется взыскание налога и сбора с налогоплательщика плательщика сбора - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем? Налоговый кодекс РФ устанавливает исключительно судебный порядок взыскания налога сбора за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Исковое заявление о взыскании налога сбора и пеней за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции или мировому судье по месту жительства недоимщика. Если место жительство недоимщика неизвестно либо недоимщик не имеет места жительства на территории РФ, исковое заявление по выбору налогового органа может быть предъявлено в суд по месту нахождения имущества недоимщика или по его последнему известному месту жительства на территории РФ.

Деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению и разрешению гражданских дел о взыскании недоимок по налогам сборам , пеней и штрафов регулируется ГПК РФ. В настоящее время ГПК РФ предусматривает две формы рассмотрения указанных дел: 1 приказное производство; 2 исковое производство. Судебный приказ может быть вынесен судьей только в том случае, когда между налогоплательщиком плательщиком сбора и налоговым органом отсутствует спор о праве.

В противном случае гражданское дело о взыскании недоимки по налогу или сбору рассматривается в порядке искового производства п. Выдача судебных приказов находится в компетенции мировых судей.

Мировой судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по общим основаниям, предусмотренным ст. Кроме того, мировой судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа в случаях, если: 1 место жительства должника находится вне пределов РФ; 2 налоговым органом не представлены документы, подтверждающие заявленное требование; 3 из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве.

Об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа мировой судья в течение трех дней со дня поступления заявления налогового органа выносит соответствующее определение ст.

Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления налогового органа. При этом судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений ст.

Судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются мировым судьей. Один экземпляр судебного приказа остается в производстве суда.

Для должника изготавливается копия судебного приказа. Судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения ст. Если такие возражения в установленный срок будут должником представлены, мировой судья отменяет судебный приказ. В определении об отмене судебного приказа мировой судья разъясняет налоговому органу, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства.

Копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения ст. Если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения относительно исполнения судебного приказа, мировой судья выдает налоговому органу второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе налогового органа судебный приказ может быть сразу направлен мировым судьей судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству. О принятии искового заявления к производству суда судья выносит соответствующее определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции ст. Рассмотрение дел по искам о взыскании налога сбора , пеней или штрафа за счет имущества налогоплательщика плательщика сбора - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с правилами, установленными гл.

Если суд примет решение о взыскании сумм налога сбора , пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика плательщика сбора - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, такое взыскание осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ.

Согласно п. Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика плательщика сбора - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога сбора , пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика плательщика сборов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Данными правовыми нормами регулируется порядок принудительного взыскания налога, пеней; а также сбора, штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ, в связи с их неуплатой или неполной уплатой налогоплательщиком налоговым агентом — организацией или индивидуальным предпринимателем в добровольном порядке. В положения указанных статей неоднократно вносились изменения и дополнения.

Итогом проведения обобщения является доведение до сведения арбитражных судов региона практики рассмотрения споров этой категории, сложившейся в Федеральном арбитражном суде Дальневосточного округа, с целью формирования единообразной правоприменительной практики. Вопросы, связанные с применением отдельных положений вышеупомянутого налогового законодательства возникают при рассмотрении дел о признании недействительными решений налогового органа: о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика плательщика сборов - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках; о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя; о признании незаконными действий налогового органа: по выставлению в банк инкассовых поручений на взыскание налога и признании неподлежащими исполнению этих инкассовых поручений; по принудительному взысканию налогов.

Практика рассмотрения данной категории споров показывает, что нередки случаи, когда налоговые органы принимали решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках с пропуском установленного срока.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

То есть срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя. Пунктом 2 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога по результатам выездной налоговой проверки направляется в течение 10 дней с даты вступления соответствующего решения в силу.

Решение налогового органа, принятое в соответствии с пунктом 9 статьи 101 НК РФ, вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения лицу его представителю , в отношении которого оно вынесено, если не была подана апелляционная жалоба в порядке, предусмотренном статьей 101. При подаче апелляционной жалобы в соответствии с пунктом 2 статьи 101. В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, настоящее решение, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Заслуживает внимание рассмотренная судом кассационной инстанции кассационная жалоба заявителя по одному из рассмотренных арбитражным судом дел.

В рамках данного дела налогоплательщик, не оспаривая по существу выводы судов о соблюдении инспекцией процедуры принудительного взыскания налога, ссылается на нарушение ею подпункта 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ. Он полагает, что обязанность по уплате спорной суммы налога, пеней и штрафа основана на изменении юридической квалификации сделки. Следовательно, у налогового органа отсутствует право на внесудебный порядок их взыскания.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика. При этом, поскольку ничтожные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации , суд решает вопрос об обоснованности указанной переквалификации в рамках рассмотрения налогового спора и в том случае, когда изменение налоговым органом юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика основано на оценке сделок в качестве мнимых или притворных абзацы третий и четвертый пункта 7 названного Постановления.

Доводы налогоплательщика судом отклонены. При этом суд установил, что инспекция доначислила налоги, пени и штрафы, поскольку налогоплательщик представил документы, содержащие недостоверные и противоречивые сведения, которые не подтверждают факт реального осуществления хозяйственных операций с контрагентами.

Суд указал, что в данном случае доначисления не обусловлены изменением юридической квалификации сделок, а значит, инспекция вправе осуществлять взыскание во внесудебном порядке. Налоговые органы, обращаясь в арбитражный суд с заявлениями о взыскании задолженности по налогам, пеням, зачастую пропускали срок подачи такого заявления. Пункт 3 статьи 46 НК РФ устанавливает, что в случае пропуска инспекцией срока для принятия решения о взыскании налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

При рассмотрении дел суды, исчисляя предельный срок для подачи инспекцией заявления в арбитражный суд о взыскании задолженности, правомерно учитывали положения пункта 2 статьи 70 НК РФ, срок действия обеспечительных мер в случаях их применения. Приводимые налоговой инспекцией доводы об уважительных причинах пропуска вышеназванного срока подачи заявления оценивались судами в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации далее АПК РФ.

В ряде случаев суды установили нарушение налоговой инспекцией порядка принятия решений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, предусмотренного пунктом 7 статьи 46 НК РФ. Согласно указанной правовой норме при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Из анализа приведенных выше норм права следует, что до обращения взыскания на имущество налогоплательщика налоговый орган должен принять все меры по взысканию задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и только в случае их недостаточности или отсутствия вправе взыскать налог за счет его имущества.

При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия решения возлагается на орган или лицо, которые приняли такое решение.

При рассмотрении ряда дел арбитражный суд из содержания оспариваемых ненормативных актов налогового органа установил, что взыскание задолженности по налогам обращено на имущество налогоплательщика в связи с отсутствием информации о счетах налогоплательщика в банках; на дату принятия указанных ненормативных актов налоговый орган располагал сведениями об открытых счетах организации в нескольких банках.

Однако инкассовые поручения выставлены только к одному расчетному счету предприятия. Поскольку меры, направленные на установление наличия отсутствия денежных средств на всех счетах предприятия во всех банках, налоговым органом не принимались, а доказательства, свидетельствующие о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, налоговым органом не представлены, суд, руководствуясь частью 5 статьи 200 АПК РФ, пришел к выводу о несоблюдении инспекцией порядка принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.

В нескольких случаях, налогоплательщик, оспаривая ненормативные акты налогового органа, ссылался на отсутствие у инспекции полной информации об остатках денежных средств на всех счетах налогоплательщика в банках, а также - оснований для выставления инкассовых поручений для взыскания только к одному счету в одном банке, при этом не приводя доводов относительно несогласия с суммами недоимок по налогам.

Отклоняя доводы налогоплательщика о несоблюдении инспекцией положений пункта 7 статьи 46 НК РФ, суд исходил из доказанности факта отсутствия недостаточности на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения на счетах общества денежных средств, необходимых для взыскания спорной суммы налогов, пеней и штрафов.

При этом суд правомерно указал на то, что выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие инспекцией соответствующих решений о приостановлении операций по другим счетам, не противоречит предусмотренному статьями 46, 47 НК РФ порядку внесудебного взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам.

Доводы налогоплательщика об отсутствии у налогового органа информации об остатках денежных средств на счетах в банках и не направление инкассовых поручений на иные счета на момент принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа за счет имущества при непредставлении им доказательств наличия на счетах денежных средств, достаточных для исполнения решений о взыскании налогов, пеней и штрафов, судом кассационной инстанции также отклонены.

Но существует и иная практика. Так, решением Арбитражного суда Челябинской области, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, признано недействительным решение налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, так как суды сочли, что инспекцией нарушена процедура принудительного взыскания недоимки за счет имущества налогоплательщика.

Суды исходили из того, что налоговый орган был обязан направить инкассовые поручения в банки, в которых открыты расчетные счета налогоплательщика, с целью выявления наличия на них денежных средств и их списания до полного погашения недоимки по налогу пеням и штрафам.

Следовательно, только при соблюдении данного условия инспекция вправе применить процедуру взыскания недоимки по налогу, пеням и штрафам, предусмотренную ст. Судами в рамках рассматриваемого в качестве примера дела установлено, что инспекция, располагая сведениями о наличии у общества расчетных счетов в двух банках, не выставила инкассовые поручения, то есть не предприняла надлежащих мер ко взысканию задолженности за счет денежных средств.

Выводы судов поддержаны Федеральным арбитражным судом Уральского округа, а ссылка инспекции на отсутствие денежных средств на указанных расчетных счетах отклонена как не опровергающая вывода судов о нарушении процедуры принудительного взыскания недоимки за счет имущества налогоплательщика. При проверке законности действий должностных лиц налогового органа по принудительному взысканию с налогоплательщика налога на основании инкассового поручения, суд первой инстанции признал действия налогового органа не соответствующими налоговому законодательству, так как решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика принято инспекцией до истечения срока, установленного для добровольной уплаты налога.

Арбитражный апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил решение суда. Апелляционный суд указал, что принятие налоговым органом решения до истечения срока для добровольной уплаты налога имело место, однако данное обстоятельство не привело к списанию денежных средств со счета налогоплательщика ранее срока, установленного для добровольного исполнения требования.

Выводы апелляционного суда поддержаны судом кассационной инстанции. Более того, положения статьи 46 НК РФ не содержат в качестве правового основания для безусловного признания незаконными действий инспекции по вынесению решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика несоблюдение срока добровольного исполнения требования. При оценке данных действий и признании недействительными принятых налоговым органом актов необходимо исходить из правовых последствий, которые они повлекли для налогоплательщика.

решений налогового органа: о взыскании налога, сбора, а также пеней, Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Отсрочка и рассрочка по налогам


Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий