+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Права граждан в сфере пенсионного обеспечения

Право граждан на досрочную трудовую пенсию по старости отношений в сфере досрочного пенсионного обеспечения играют.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Пенсии. Секреты виртуального права РФ!

Права граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты

права граждан в сфере пенсионного обеспечения
Право граждан на досрочную трудовую пенсию по старости отношений в сфере досрочного пенсионного обеспечения играют.

Вход Права граждан на социальное, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание. Социально-экономические права занимают особое место в российской системе прав и свобод человека. Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного развития системы социальных служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты.

Анализ обращений граждан показывает, что в течение 2008г. В большинстве случаев с указанной проблемой сталкиваются жители села, из-за юридической неграмотности и неосведомленности о действующих государственных программах поддержки участников ВОВ. Для многих препятствием для получения права на автомобиль как средства реабилитации стал почтенный возраст и слабое здоровье. Ведь перед пожилыми людьми была поставлена практически невыполнимая задача: в четырехмесячный срок с августа 2004 года до 1 января 2005 года собрать необходимые документы и пройти сложную и длительную процедуру в службе медико-социальной экспертизы.

Граждане, относящиеся к данной категории, обоснованно считают себя несправедливо обделенными государством. По сути, дата 1 января 2005г. По мнению Уполномоченного, проблема обеспечения участников ВОВ спецтранспортом должна быть рассмотрена на федеральном уровне, так как неравноправие, имеющее место в отношении граждан данной категории при обеспечении спецтранспортом, является непосредственным нарушением их конституционных прав.

Так, в своем обращении житель г. При этом действительно не учитываются интересы лиц, трудовая деятельность которых проходила на работах и производствах, связанных с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, т. По результатам рассмотрения обращения в Администрацию Ростовской области направлено письмо, с просьбой рассмотреть возможность решения данной проблемы.

Так, житель г. Так, 21. Шилякиной Л. По последствиям производственной травмы 1981г. Несомненно, существующий подход ущемляет права инвалидов, не отвечает принципам гуманизма и справедливости. Прожить на такую пенсию в течение месяца действительно крайне сложно, особенно пожилым людям, страдающим хроническими заболеваниями и нуждающимся в дорогостоящих лекарственных препаратах, даже с учётом того, что постановлением правительства РФ от 23.

Данное увеличение настолько мизерно, что решить вопрос полноценного обеспечения нуждающихся в медикаментах граждан, конечно же, не может. К Уполномоченному обращаются граждане и по вопросам нарушения прав в области медицинского обслуживания. Но таких обращений поступает незначительное количество, и это объясняется, прежде всего, тем, что в области имеет место положительная тенденция к улучшению и совершенствованию системы здравоохранения в целом. Благодаря вышеуказанным комплексным мерам улучшается материальная база медицинских учреждений, повышается заработная плата медицинских работников, а это в свою очередь способствует улучшению таких показателей как: рождаемость, снижение младенческой смертности, совершенствование кадрового потенциала учреждений здравоохранения повышение квалификации , а также улучшение медицинского обслуживания в целом.

В большинстве случаев данные нарушения связаны с некачественным и несвоевременным оказанием медицинских услуг, ненадлежащей организацией работы лечебных учреждений, отсутствием отлаженного механизма предоставления льготных лекарственных препаратов.

Недобросовестное выполнение некоторыми из медицинских работников своих должностных обязанностей, также формирует у граждан негативное отношения к системе здравоохранения в целом. Одним из важных аспектов осуществления качественного медицинского обслуживания граждан, является стабильное материальное положение медицинских работников. Ни для кого не секрет, что специалист, получающий достойную зарплату за свой труд, гораздо внимательней и ответственней относится к исполнению своих должностных обязанностей, чем тот, у которого все мысли заняты проблемой, как обеспечить свою семью.

Поэтому необходимо поднимать престиж работы в системе здравоохранения и улучшать организацию работы всех медицинских учреждений. Анализ обращений граждан по данному вопросу показывает, что отсутствие в аптечных пунктах необходимых им препаратов, в некоторых случаях обуславливается недостаточным финансированием, а также тем, что должностные лица лечебно-профилактических учреждений, зачастую не включают в заявку на обеспечение льготников некоторые лекарственные препараты.

Тем более в некоторых случаях, определенные препараты являются для больных не только лекарственными, но и жизненно необходимыми средствами, прекращение приема которых может привести к необратимым последствиям. По заявлениям граждан о нарушениях их прав в области обеспечения льготными лекарственными средствами, Уполномоченным неоднократно направлялись запросы в федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области.

Следует отметить, что на каждый запрос Уполномоченного, специалистами данной службы незамедлительно проводилась проверка представленной информации, по результатам которой принимались меры к устранению выявленных нарушений.

Так, к Уполномоченному обратилась жительница г. Ростова-на-Дону с просьбой оказать содействие в получении необходимых ей лекарственных средств. Заявительница указала, что она с 1999 года является инвалидом II группы по общему заболеванию — болезнь Паркинсона. Это тяжелое заболевание, при лечении которого требуется постоянный прием дорогостоящих препаратов. Принятия мер по отдельным выявленным нарушениям, в сфере предоставления льготных лекарственных средств, конечно же, недостаточно. Уполномоченный полагает необходимым службам министерства здравоохранения Ростовской области принять меры по полному укомплектованию медицинских учреждений специалистами, усилить контроль за порядком и качеством предоставления медицинских услуг гражданам.

Права граждан на пенсионное обеспечение и способы их защиты в судебном порядке (Беляков А.А.)

Чупрова Е. Право граждан на пенсию - это конституционное право. Оно нашло закрепление в статье 39 Конституции Российской Федерации. Но право тогда становится реальным, когда оно должным образом гарантировано. Используя традиционную классификацию гарантий на материально-правовые, организационно-правовые и процессуально-правовые, в ходе исследования диссертант приходит к выводу о том, что к числу основных гарантий пенсионных прав граждан можно отвести сам процесс реализации этих прав и правоприменительную деятельность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан.

В данной научной работе с целью определения эффективности этих гарантий исследуются система пенсионного обеспечения, содержание права на пенсию и анализируется действующее пенсионное законодательство. Необходимость осуществления в России реформы системы пенсионного обеспечения становится все более очевидной. Несмотря на то, что в последние годы существенно изменились законодательные основы пенсионной системы, она остается весьма несовершенной как в правовом, так и в организационно-экономическом отношениях.

В результате пенсионная система России функционирует в основном на принципах, адекватно не отражающих потребности рыночной экономики. В связи с этим органы, осуществляющие пенсионное обеспечите граждан, а, следовательно, и получатели пенсий, оказываются заложниками экономического кризиса в стране.

Вновь принимаемые законы носят зачастую популистский характер, не проходят предварительную экспертизу на их экономическую обоснованность и соответствие между- 4 народным нормам и принципам.

Кроме того, само действующее пенсионное законодательство пробельно и порой весьма противоречиво. Так как право человека как члена общества на пенсионное обеспечение нашло свое отражение в многочисленных актах международного и российского законодательства, как общего, так и специального, то рассмотрение состояния законодательства, закрепляющего это неотъемлемое право каждого, по мнению диссертанта, является весьма важным в данном исследовании, поскольку содержание и гарантированность этого материального права зависит в том числе и от состояния нормативной базы в целом.

Особое значение в сложившихся условиях приобретает правоприменительная деятельность в сфере пенсионного обеспечения, которая должна гарантировать наиболее полную реализацию прав граждан в этой области. Вместе с тем, процесс правоприменения сегодня осложнен целым рядом факторов. Во-первых, нормы пенсионного законодательства постоянно нуждаются в толковании. В то же время Конституцией РФ ни одному из органов в государстве не предоставлена возможность его осуществления, включая и Федеральное Собрание, в связи с чем, исполнительная власть вынуждена выполнять функцию по толкованию пенсионных законов.

Причем при его осуществлении она постоянно оказывается связанной экономическими возможностями государства, в связи с чем, зачастую в результате толкования искажается воля законодателя в сторону ущемления законных прав и интересов граждан в области пенсионного обеспечения.

Кроме того, данное положение усугубляется и тем, что отсутствует четкий механизм осуществления надзора за законностью в сфере пенсионного обеспечения, таким образом, реальными стали явления, не совместимые с представлениями общества о правовом государстве. Во-вторых, сегодня в России механизм реализации пенсионных прав граждан не может быть признан эффективным как с точки зрения способов осуществления 5 этих прав, так и с точки зрения их защиты.

Законодатель не определил даже крут органов, имеющих право принимать решения о назначении пенсий, в связи с чем, деятельность по применению норм пенсионного законодательства оказывается фактически нелегитимной. Весьма несовершенен и действующий порядок защиты прав граждан. Судебный порядок защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, призванный быть превалирующим, таковым не стал.

Более того, действующее пенсионное законодательство и практика его применения по-прежнему отдают предпочтение административному порядку. Это объясняется неспособностью и определенным нежеланием судебной власти включиться в механизм применения норм пенсионного законодательства. В результате правоприменение не достигает целей, поставленных законодателем.

Оценка эффективности гарантий пенсионных прав граждан предполагает научное исследование и осмысление проблем применения пенсионного законодательства с учетом накопленного научного и практического опыта, а также новых социально-экономических условий, сложившихся сегодня в России. Вместе с тем, необходимо иметь в виду и конечную социальную цель реализации правового регулирования не только в области пенсионного обеспечения, но и в целом социальной защиты, каковой является обеспечение достойной жизни человеку и его семье, как это закреплено в международных актах и в Конституции Российской Федерации и входит в содержание права граждан на пенсию.

Не умаляя значения имеющихся научных трудов, автор обращает внимание на изменения, произошедшие в последнее время в пенсионном законодательстве, призванном гарантировать конституционное право граждан на пенсионное обеспечение, в понятии и содержании этого права, гарантиях и способах защиты права в случаях его нарушения.

Основная цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе теоретических и практических проблем закрепления, содержания, гарантированности и защиты права граждан на пенсионное обеспечение в современный период.

Для достижения этой цели автор поставил ряд задач: 1. Впервые в науке права социального обеспечения сделана попытка комплексного анализа проблем закрепления содержания, гарантированности и защиты права граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики. Основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке новых пенсионных законов при переходе на страховое государственное пенсионное обеспечение и приведения действующего пенсионного законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав человека в области пенсионного обеспечения.

Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, позволяют оптимизировать и правоприменительную деятельность с точки зрения наиболее полной реализации пенсионных прав граждан. В диссертации на основе анализа основных стадий реализации нрав граждан в области пенсионного обеспечения, включая правоприменительную деятельность, разработаны предложения по их совершенствованию.

Методологическая, теоретическая и информационная основа исследования Методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых относительно общих представлений, идей о правовом, демократическом и социальном государстве. В качестве составных частей методологии автор использовал общие, частнонаучные и специальные методы познания.

Кроме диалектического метода познания, в работе применялись частнонаучные и специальные методы, такие как исторический, сравнительно - правовой, непосредственного наблюдения, экономико-правовой, формально - юридического анализа.

В качестве теоретической основы исследования автор использовал труды ученых - юристов по общей теории права, по отраслевым наукам права социального обеспечения, конституционному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовному, уголовно - исполнительному. С, Андреева В. С, Ачаркана В. М, Лазарева В. Источниковедческой основой послужили международные акты, такие как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах, нормы международных конвенций и рекомендаций, нормы российского пенсионного законодательства и нормы некоторых других отраслей, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, обобщения практики регулирования пенсионных отношений на федеральном уровне, а также практика органов социальной защиты населения г.

Информационную основу диссертации составили статистические данные Комитета социальной защиты населения г. Москвы и муниципальных управлений социальной защиты населения, касающиеся статистических данных о количестве получателей государственных пенсий и уровне пенсионного обеспечения граждан.

Основные положения, выносимые на защиту 1. Проблема гарантированности основных прав человека как никогда обострилась. Эта проблема охватывает, в том числе и гарантированность нрава на пенсионное обеспечение, которое, в свою очередь, включает в себя не только правомочие на определенный вид социального обеспечения в виде пенсии, но и его определенный уровень. В настоящее время произошло стремительное падение уровня жизни значительной части населения.

В условиях массовой бедности особенно актуальной становится проблема реализации закрепленного в международных актах и в Конституции Российской Федерации права на жизнь и достойный ее уровень. Невозможность обеспечения пенсионерам достойного уровня жизни связана в частности также и с тем, что действующее пенсионное законодательство строится на принципах, не совместимых с рыночной экономикой. Пока слышатся лишь декларативные заявления о переориентации пенсионного законодательства на рынок труда, на деле же реализация рыночных принципов построения пенсионной государственной системы идет с большим трудом.

Действуют в основном, как и раньше, распределительные отношения. В свою очередь, слаженно функционирующая пенсионная система должна адекватно отражать потребности рынка труда и обслуживать его. В настоящее время в России параллельно развиваются по существу две системы пенсионного обеспечения: общая система, выражающая единство регулирования отношений в сфере пенсионного обеспечения, и льготная, обусловленная дифференциацией в правовом регулировании указанных отношений, причем уровень обеспечения в этих системах различный - выше по льготной.

Наряду с объективными критериями такой дифференциации все большее развитие получают и субъективные основания, например, такие как социальное положение граждан, что нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и является недопустимым. Оценивая эффективность правоприменительной деятельности органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан, с точки зрения обеспечения гарантий права на пенсию, следует отметить, что в практике применения норм пенсионного законодательства существенную роль играют акты толкования в форме разъяснений Минсоцзащиты России, а- ныне Министерства труда и социального развития РФ.

Несмотря на то, что такие акты не могут ограничивать законные права граждан, исполнительная власть, фактически присвоившая себе функцию толкования, при его осуществлении нередко существенно их ущемляет, что также абсолютно неприемлемо в государстве, считающем себя правовым.

К числу гарантий права на пенсию относится и неукоснительное соблюдение норм законов и в целом проведение принципа законности в правоприменительной деятельности в сфере пенсионного обеспечения. К сожалению, в настоящий период отсутствует четко слаженный механизм выявления и проверки законности актов, принимаемых органами исполнительной власти. Прокуратура РФ очень редко реализует свои полномочия по осуществлению надзора за законностью в данной сфере.

Однако даже в тех редких случаях, когда отдельные акты толкования признаются не соответствующими закону, органы социальной зашиты населения зачастую продолжают применять их, дискредитируя нормы законов, и тем самым снижая гарантированность пенсионных прав граждан. Основная задача в связи с этим, по мнению диссертанта, заключается в законодательном закреплении четкого механизма признания незаконными актов, нарушающих законные права граждан, и недопущению их применения.

Применение норм пенсионного законодательства осложнено и многими другими проблемами, к числу которых относятся, например, такие как наличие в нем пробелов, противоречивость норм отдельных законов, несовершенство юридической техники пенсионных законов и др. Проблемы правового характера усугубляются недостатками в организации работы органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, их материальной необеспеченностью, уровнем подготовки кадров.

Все эти проблемы самым негативным образом сказываются на процессе реализации пенсионных прав граждан, а, следовательно, и на уровне их гарантированности, поэтому, по мнению диссертанта, нуждаются в скорейшем как нормативном, так и материальном разрешении. По мнению автора диссертации, под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж пенсию в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающий достойную жизнь пенсионе- 11 ра, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности - в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом.

В связи с диктуемой рынком труда объективной необходимостью изменяются как основания, так и условия пенсионного обеспечения граждан. Отдельные изменения например, подход законодателя к понятию инвалидности весьма позитивны и отражают тенденцию гуманизации пенсионного законодательства. Что же касается условий пенсионного обеспечения, то введение категории страхового стажа приводит к ухудшению положения граждан по сравнению с ранее действовавшим законодательством, в связи с чем, по мнению автора, государство должно взята на себя обеспечение дополнительных гарантий.

Действующее пенсионное законодательство не закрепляет ни механизма реализации права на пенсионное обеспечение, ни порядка осуществления правоприменительной деятельности органами социальной защиты населения, что ставит под сомнение законность принимаемых решений о назначении пений.

Не предусмотрена и процедура отказа в назначении и перерасчете пенсии. Таким образом, гарантии права на пенсионное обеспечение отсутствуют на одной из важнейших стадий его реализации - на стадии правоприменения. Принятие норм, закрепляющих эти процедуры - первоочередная задача. Гарантированность самого права на пенсионное обеспечение резко снижается также и в связи с отсутствием механизма защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, учитывающего специфические особенности субъектов пенсионного правоотношения.

Судебный способ защиты пока не стал превалирующим по ряду причин объективного и субъективного характера, а административный порядок обжалования решений на современном этапе, как правило, не гарантирует восстановление нарушенного права граждан. В связи с этим диссертант предлагает два возможных пути совершенствования механизма защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения: создание специальной системы судов, рассматривающих споры, касающихся социального обеспечения граждан, или проведение 12 специализации судей в рамках существующей судебной системы; либо осуществление реорганизации административного порядка обжалования действий и решений органов и должностных лиц, обеспечив при этом независимость и объективность при вынесении решения в таком порядке.

Весьма урезанными представлены в действующем пенсионном законодательстве правила возмещения материального и морального вреда, причиненного, в частности, несвоевременным представлением к пенсии, внесением в документы неверных сведений о стаже или заработке, об иных юридически значимых обстоятельствах, незаконным отказом в назначении и перерасчете пенсии; признанием незаконными указаний Министерства труда и социального развитая РФ; нарушениями, допущенными предприятиями связи при выплате назначенных пенсий, и в некоторых других случаях.

Необходимо ввести в законодательство норму, гарантирующую гражданам возмещение причиненного вреда с момента нарушения их права на пенсионное обеспечение, как материального, так и морального. Апробация результатов исследования. Диссертация рецензировалась и обсуждалась на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии.

Исследования, проведенные автором, нашли свое отражение и в опубликованных консультациях по вопросам применения пенсионного законодательства.

Важность данного параграфа в диссертационном исследовании определяется тем, что содержание и гарантированность этого права во многом зависит и от состояния нормативной базы в целом.

На основе анализа действующего пенсионного законодательства автор делает ряд выводов, в частности, о возрастающей роли региональных и локальных актов в повышении уровня пенсионного обеспечения граждан, неотложной необходимости проведения кодификации законодательства о пенсионном обеспечении, даже до его коренного реформирования, о появлении нового основания дифференциации в пенсионном обеспечении - в зависимости от должностного положения лица, что противоречит закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации общеправовому принципу равноправия граждан, а также не обеспечивает равное право на равную пенсию.

Что же, по мнению автора, следует понимать под содержанием равного нрава на равную пенсию? Во-первых, это запрещение дискриминации при определении права на пенсию, что нашло отражение в международных актах Всеобщей Декла- 14 рации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах , и в нормах российского законодательства, прежде всего в Конституции Российской Федерации.

Во-вторых, равное право на равную пенсию предполагает также, что уровень устанавливаемых государством пенсий должен обеспечивать достойную жизнь, как самому пенсионеру, так и членам его семьи.

Это закреплено как в международных актах, так и в статье 7 Конституции РФ. И, наконец, равное право на равную пенсию означает учет при назначении пенсии трудового вклада гражданина, его заслуг перед Отечеством, возможность обходиться без посторонней помощи ухода, надзора , а также наличие нетрудоспособных членов семьи на иждивении.

Используя традиционные подходы к изучению понятия толкования правовых норм, разработанных такими учеными как Васьковский Е. Главная особенность, по мнению автора, состоит в том, что, несмотря на законодательное закрепление основных прав граждан в области пенсионного обеспечения и второстепенную по сути вспомогательную роль органов исполнительной власти, на практике полномочия исполнительной власти по толкованию норм пенсионного законодательства de-facto остаются достаточно широкими.

И это притом, что в законодательстве не закрепляется делегирование данного права этому органу. Даже Конституция не дает ответа на вопрос, какие органы имеют право толковать законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации.

В этой ситуации предпочтительнее, чтобы в Конституции РФ было закреплено право толковать принятые законы именно за законодателем, что внесет определенность в процесс 15 применения законодательных актов, тем более, что и сама наука традиционно отдает предпочтение доктринальному толкованию.

Еще одной особенностью процесса толкования норм пенсионного законодательства является недопустимость усмотренческих решений при его осуществлении. Распределительный характер пенсионных отношений обуславливает необходимость неукоснительного соблюдения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение граждан, норм точного распределения, адекватного учета круга лиц, подлежащих обеспечению, на основаниях, закрашенных в нормах права.

Пенсионное законодательство, в отличие от законодательства ряда других отраслей, не только не допускает усмотренческих решений со стороны правоприменительного органа, но в некоторых случаях связывает решение правоприменительного органа с желанием гражданина.

В отличие от пенсионного обеспечения, при предоставлении отдельных видов социального обеспечения, которыми государство не может охватить всех желающих, допускается определенное усмотрение со стороны правоприменительных органов.

Таким образом, в пенсионном обеспечении четко прослеживается абсолютный характер прав граждан.

Право граждан на досрочную трудовую пенсию по старости отношений в сфере досрочного пенсионного обеспечения играют.

Оно нашло закрепление в статье 39 Конституции Российской Федерации. Но право тогда становится реальным, когда оно должным образом гарантировано. Используя традиционную классификацию гарантий на материально-правовые, организационно-правовые и процессуально-правовые, в ходе исследования диссертант приходит к выводу о том, что к числу основных гарантий пенсионных прав граждан можно отнести сам процесс реализации этих прав и правоприменительную деятельность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан.

В данной научной работе с целью определения эффективности этих гарантий исследуются система пенсионного обеспечения, содержание права на пенсию и анализируется действующее пенсионное законодательство. Необходимость осуществления в России реформы системы пенсионного обеспечения становится все более очевидной. Несмотря на то, что в последние годы существенно изменились законодательные основы пенсионной системы, она остается весьма несовершенной как в правовом, так и в организационно-экономическом отношениях.

Принятые в последнее время законы, указы и постановления не внесли каких-либо коренных изменений в организацию пенсионного обеспечения, поскольку предусматривают меры, носящие лишь "косметический" характер. В результате пенсионная система России функционирует в основном на принципах, адекватно не отражающих потребности рыночной экономики. В связи с этим органы, осуществляющие пенсионное обеспечение граждан, а, следовательно, и получатели пенсий, оказываются заложниками экономического кризиса в стране.

Вновь принимаемые законы носят зачастую популистский характер, не проходят предварительную экспертизу на их экономическую обоснованность и соответствие международным нормам и принципам. Кроме того, само действующее пенсионное законодательство пробельно и порой весьма противоречиво. Так как право человека как члена общества на пенсионное обеспечение нашло свое отражение в многочисленных актах международного и российского законодательства, как общего, так и специального, то рассмотрение состояния законодательства, закрепляющего это неотъемлемое право каждого, по мнению диссертанта, является весьма важным в данном исследовании, поскольку содержание и гарантированность этого материального права зависит в том числе и от состояния нормативной базы в целом.

Особое значение в сложившихся условиях приобретает правоприменительная деятельность в сфере пенсионного обеспечения, которая должна гарантировать наиболее полную реализацию прав граждан в этой области. Вместе с тем, процесс правоприменения сегодня осложнен целым рядом факторов. Во-первых, нормы пенсионного законодательства постоянно нуждаются в толковании. В то же время Конституцией РФ ни одному из органов в государстве не предоставлена возможность его осуществления, включая и Федеральное Собрание, в связи с чем исполнительная власть вынуждена выполнять функцию по толкованию пенсионных законов.

Причем при его осуществлении она постоянно оказывается связанной экономическими возможностями государства, в связи с чем зачастую в результате толкования искажается воля законодателя в сторону ущемления законных прав и интересов граждан в области пенсионного обеспечения.

Кроме того, данное положение усугубляется и тем, что отсутствует четкий механизм осуществления надзора за законностью в сфере пенсионного обеспечения, таким образом, реальными стали явления, не совместимые с представлениями общества о правовом государстве. Во-вторых, сегодня в России механизм реализации пенсионных прав граждан не может быть признан эффективным как с точки зрения способов осуществления этих прав, так и с точки зрения их защиты.

Законодатель не определил даже круг органов, имеющих право принимать решения о назначении пенсий, в связи с чем деятельность по применению норм пенсионного законодательства оказывается фактически нелегитимной.

Весьма несовершенен и действующий порядок защиты прав граждан. Судебный порядок защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, призванный быть превалирующим, таковым не стал. Более того, действующее пенсионное законодательство и практика его применения по-прежнему отдают предпочтение административному порядку.

Это объясняется неспособностью и определенным нежеланием судебной власти включиться в механизм применения норм пенсионного законодательства. В результате правоприменение не достигает целей, поставленных законодателем. Оценка эффективности гарантий пенсионных прав граждан предполагает научное исследование и осмысление проблем применения пенсионного законодательства с учетом накопленного научного и практического опыта, а также новых социально-экономических условий, сложившихся сегодня в России.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду и конечную социальную цель реализации правового регулирования не только в области пенсионного обеспечения, но и в целом социальной защиты, каковой является обеспечение достойной жизни человеку и его семье, как это закреплено в международных актах и в Конституции Российской Федерации и входит в содержание права граждан на пенсию.

Не умаляя значения имеющихся научных трудов, автор обращает внимание на изменения, произошедшие в последнее время в пенсионном законодательстве, призванном гарантировать конституционное право граждан на пенсионное обеспечение, в понятии и содержании этого права, гарантиях и способах защиты права в случаях его нарушения.

Основная цель диссертационного исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе теоретических и практических проблем закрепления, содержания, гарантированности и защиты права граждан на пенсионное обеспечение в современный период.

Для достижения этой цели автор поставил ряд задач: 1. Научная новизна и практическая значимость результатов исследования. Впервые в науке права социального обеспечения сделана попытка комплексного анализа проблем закрепления содержания, гарантированности и защиты права граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики.

Основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке новых пенсионных законов при переходе на страховое государственное пенсионное обеспечение и приведения действующего пенсионного законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав человека в области пенсионного обеспечения.

Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, позволяют оптимизировать и правоприменительную деятельность с точки зрения наиболее полной реализации пенсионных прав граждан. В диссертации на основе анализа основных стадий реализации прав граждан в области пенсионного обеспечения, включая правоприменительную деятельность, разработаны предложения по их совершенствованию. Методологическая, теоретическая и информационная основа исследования Методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых относительно общих представлений, идей о правовом, демократическом и социальном государстве.

В качестве составных частей методологии автор использовал общие, частнонаучные и специальные методы познания. Кроме диалектического метода познания, в работе применялись частнонаучные и специальные методы, такие как исторический, сравнительно - правовой, непосредственного наблюдения, экономико-правовой, формально - юридического анализа.

В качестве теоретической основы исследования автор использовал труды ученых - юристов по общей теории права, по отраслевым наукам права социального обеспечения, конституционному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовному, уголовно - исполнительному. При написании диссертации были использованы труды ученых: Азаровой Е. М, Лазарева В. Источниковедческой основой послужили международные акты, такие как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах, нормы международных конвенций и рекомендаций, нормы российского пенсионного законодательства и нормы некоторых других отраслей, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, обобщения практики регулирования пенсионных отношений на федеральном уровне, а также практика органов социальной защиты населения г.

Информационную основу диссертации составили статистические данные Комитета социальной защиты населения г. Москвы и муниципальных управлений социальной защиты населения, касающиеся статистических данных о количестве получателей государственных пенсий и уровне пенсионного обеспечения граждан. Основные положения, выносимые на защиту. Проблема гарантированности основных прав человека как никогда обострилась. Эта проблема охватывает, в том числе и гарантированность права на пенсионное обеспечение, которое, в свою очередь, включает в себя не только правомочие на определенный вид социального обеспечения в виде пенсии, но и его определенный уровень.

В настоящее время произошло стремительное падение уровня жизни значительной части населения. В условиях массовой бедности особенно актуальной становится проблема реализации закрепленного в международных актах и в Конституции Российской Федерации права на жизнь и достойный ее уровень.

Однако Федеральный Закон "О прожиточном минимуме в РФ" от 24 октября 1997 года по существу не закрепил ни экономических, ни юридических гарантий, обеспечивающих пенсионерам такой уровень жизни. Невозможность обеспечения пенсионерам достойного уровня жизни связана в частности также и с тем, что действующее пенсионное законодательство строится на принципах, не совместимых с рыночной экономикой.

Пока слышатся лишь декларативные заявления о переориентации пенсионного законодательства на рынок труда, на деле же реализация рыночных принципов построения пенсионной государственной системы идет с большим трудом. Действуют в основном, как и раньше, распределительные отношения. В свою очередь, слаженно функционирующая пенсионная система должна адекватно отражать потребности рынка труда и обслуживать его.

В настоящее время в России параллельно развиваются по существу две системы пенсионного обеспечения: общая система, выражающая единство регулирования отношений в сфере пенсионного обеспечения, и льготная, обусловленная дифференциацией в правовом регулировании указанных отношений, причем уровень обеспечения в этих системах различный - выше по льготной.

Наряду с объективными критериями такой дифференциации все большее развитие получают и субъективные основания, например, такие как социальное положение граждан, что нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и является недопустимым. Оценивая эффективность правоприменительной деятельности органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан, с точки зрения обеспечения гарантий права на пенсию, следует отметить, что в практике применения норм пенсионного законодательства существенную роль играют акты толкования в форме разъяснений Минсоцзащиты России, а ныне Министерства труда и социального развития РФ.

Несмотря на то, что такие акты не могут ограничивать законные права граждан, исполнительная власть, фактически присвоившая себе функцию толкования, при его осуществлении нередко существенно их ущемляет, что также абсолютно неприемлемо в государстве, считающем себя правовым. К числу гарантий права на пенсию относится и неукоснительное соблюдение норм законов и в целом проведение принципа законности в правоприменительной деятельности в сфере пенсионного обеспечения.

К сожалению, в настоящий период отсутствует четко слаженный механизм выявления и проверки законности актов, принимаемых органами исполнительной власти. Прокуратура РФ очень редко реализует свои полномочия по осуществлению надзора за законностью в данной сфере. Однако даже в тех редких случаях, когда отдельные акты толкования признаются не соответствующими закону, органы социальной защиты населения зачастую продолжают применять их, дискредитируя нормы законов, и тем самым снижая гарантированность пенсионных прав граждан.

Основная задача в связи с этим, по мнению диссертанта, заключается в законодательном закреплении четкого механизма признания незаконными актов, нарушающих законные права граждан, и недопущению их применения.

Применение норм пенсионного законодательства осложнено и многими другими проблемами, к числу которых относятся, например, такие как наличие в нем пробелов, противоречивость норм отдельных законов, несовершенство юридической техники пенсионных законов и др.

Проблемы правового характера усугубляются недостатками в организации работы органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, их материальной необеспеченностью, уровнем подготовки кадров. Все эти проблемы самым негативным образом сказываются на процессе реализации пенсионных прав граждан, а, следовательно, и на уровне их гарантированности, поэтому, по мнению диссертанта, нуждаются в скорейшем как нормативном, так и материальном разрешении.

По мнению автора диссертации, под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж пенсию в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающий достойную жизнь пенсионера, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности - в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом.

В связи с диктуемой рынком труда объективной необходимостью изменяются как основания, так и условия пенсионного обеспечения граждан. Отдельные изменения например, подход законодателя к понятию инвалидности весьма позитивны и отражают тенденцию гуманизации пенсионного законодательства.

Что же касается условий пенсионного обеспечения, то введение категории страхового стажа приводит к ухудшению положения граждан по сравнению с ранее действовавшим законодательством, в связи с чем, по мнению автора, государство должно взять на себя обеспечение дополнительных гарантий. Действующее пенсионное законодательство не закрепляет ни механизма реализации права на пенсионное обеспечение, ни порядка осуществления правоприменительной деятельности органами социальной защиты населения, что ставит под сомнение законность принимаемых решений о назначении пений.

Не предусмотрена и процедура отказа в назначении и перерасчете пенсии. Таким образом, гарантии права на пенсионное обеспечение отсутствуют на одной из важнейших стадий его реализации - на стадии правоприменения. Принятие норм, закрепляющих эти процедуры - первоочередная задача. Гарантированность самого права на пенсионное обеспечение резко снижается также и в связи с отсутствием механизма защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, учитывающего специфические особенности субъектов пенсионного правоотношения.

Судебный способ защиты пока не стал превалирующим по ряду причин объективного и субъективного характера, а административный порядок обжалования решений на современном этапе, как правило, не гарантирует восстановление нарушенного права граждан. В связи с этим диссертант предлагает два возможных пути совершенствования механизма защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения: создание специальной системы судов, рассматривающих споры, касающихся социального обеспечения граждан, или проведение специализации судей в рамках существующей судебной системы, либо осуществление реорганизации административного порядка обжалования действий и решений органов и должностных лиц, обеспечив при этом независимость и объективность при вынесении решения в таком порядке.

Весьма урезанными представлены в действующем пенсионном законодательстве правила возмещения материального и морального вреда, причиненного, в частности, несвоевременным представлением к пенсии, внесением в документы неверных сведений о стаже или заработке, об иных юридически значимых обстоятельствах, незаконным отказом в назначении и перерасчете пенсии; признанием незаконными указаний Министерства труда и социального развития РФ; нарушениями, допущенными предприятиями связи при выплате назначенных пенсий, и в некоторых других случаях.

Необходимо ввести в законодательство норму, гарантирующую гражданам возмещение причиненного вреда с момента нарушения их права на пенсионное обеспечение, как материального, так и морального. Апробация результатов исследования.

Диссертация рецензировалась и обсуждалась на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии.

Основные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, использовались автором в процессе преподавания курсов "Трудовое право" и "Право социального обеспечения" в Московской государственной юридической академии и Московском военном институте ФПС России, а также нашли отражение в трех научных публикациях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Ерофеева, Оксана Викторовна, 2010 год 1. Нормативные правовые акты 2. Конституция РФ 1993 г. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Международное публичное право. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Там же. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Конвенция МОТ 1952 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.

Европейская социальная хартия 1961 г. Европейский кодекс социального обеспечения 1964 г. Соглашение СНГ от 13 марта 1992 г. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. Ш-ФКЗ в ред. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 N 1-ФКЗ в ред.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ в ред. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года в ред. Закон СССР от 15 мая 1990 г. Федеральный закон от 17 января 1992 N 2202-1 в ред.

Закон РФ от 27 апреля 1993 N 4866-1 в ред. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. Федеральный закон от 15 февраля 2001 г. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 2011 годы" ред. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. Указ Президента РФ от 6 ноября 2004 г.

N 1417 ред. Российское издание. Бюллетень Верховного Суда РФ. Монографии, учебная и специальная литература 58. Авакьян С. Конституция России: природа, эволюция, современность. Конституционное право России. Учебный курс. Том 1.

Азарова Е. Судебная защита пенсионных прав научно-практическое пособие. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2009. Алексеев С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. Восхождение к праву. Поиски и решения. Андреев B. Социальное обеспечение в СССР правовые вопросы. Право социального обеспечения в СССР. Антропов В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы.

Аракчеев B. Пенсионное право России. Ачаркан В. Государственные пенсии. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник.

Барбашова Т. Роль государственного надзора и контроля в защите трудовых прав работников. Монографическое исследование. Валент, 2007. Батыгин К. Ответственность по законодательству о социальном страховании. Бессарабов В. Европейский Суд по правам человека. Борисов Е. Экономическая теория. Васильева Ю. Пенсионное право Российской Федерации :учебное пособие по спецкурсу. Васьков П.

Основы теории государства и права. Витрук Н. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие. Общая теория правового положения личности. Воеводин Л. Вопленко H. Толкование права. Голощапов С. Трудовые споры в СССР. Учебное пособие по спецкурсу. Громошина H. Дифференциация, унификация и упрощение в гражданском судопроизводстве. Гражданский процесс: Учебник, 5-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Гражданское процессуальное право: Учебник.

Гущин И. Советское право социального обеспечения: вопросы теории. Дегтярев Г. Пенсионные реформы в России. Жуйков В. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. Зайкин А.

Правоотношения по пенсионному обеспечению.

Право граждан на досрочную трудовую пенсию по старости отношений в сфере досрочного пенсионного обеспечения играют.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Социальные права. Видеоурок по обществознанию 9 класс


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий